Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 N 09АП-15527/2010 по делу N А40-36090/10-154-171 В удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности за нарушение условий лицензии отказано, поскольку административным органом не представлено документальных доказательств необходимости соблюдения обществом определенных условий, несовершение которых является нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 г. N 09АП-15527/2010

Дело N А40-36090/10-154-171

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захарова С.Л.,

судей: Бекетовой И.В., Свиридова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 13 апелляционную жалобу ОАО “ВымпелКом“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 мая 2010 года по делу N А40-36090/10-154-171, судьи Полукарова А.В.,

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области

к ОАО “ВымпелКом“

о привлечении к административной ответственности

при участии в
судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: Матюхина О.А. паспорт <...> по дов. от 29.04.2010

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении ОАО “ВымпелКом“ (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных лицензией N 64709.

Решением 20 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка и процедуры привлечения ответчика к административной ответственности.

Не согласившись с данным решением, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом автор жалобы указывает на то, что ОАО “ВымпелКом“, оказывая все виды услуг связи в сети подвижной связи, в полном объеме соблюдает Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328. Считает, что Правила оказания телематических услуг ОАО “ВымпелКом“ соблюдает в той части, в которой это технически возможно в сети подвижной связи.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, указывая при этом на то, что требования Правил оказания телематических услуг к содержанию абонентского договора должны применяться в полном объеме и к договору оказания услуг в сети подвижной связи.

В судебное заседание не явился представитель заявителя, при этом суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить
решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на то, что Общество максимально соблюдало Правила оказания телематических услуг связи в той части, в которой это технически возможно в сети подвижной связи и насколько это не противоречит Правилам оказания услуг подвижной связи.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании следующего.

Как усматривается из материалов дела, Управлением Роскомнадзора по Иркутской области на основании приказа от 18.02.2010N 60-П была проведена проверка в отношении ОАО “ВымпелКом“.

В ходе проверки было установлено, что ОАО “ВымпелКом“, осуществляющее деятельность по оказанию услуг связи в соответствии с лицензией Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций N 64709, при осуществлении деятельности нарушает п. 5 лицензии, а именно, в договорах с абонентами ОАО “Вымпелком“ об оказании телематических услуг связи на территории Иркутской области, за исключением административно-территориальной единицы с особым статусом - Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, заключаемых в письменной форме, в соответствии с лицензией N 64709, отсутствуют:

1. Реквизиты выданной оператору связи лицензии N 64709 от 27.12.2006. Обязательность указания в договоре реквизитов выданной оператору связи лицензии предусмотрена пп. г. п. 22 Правил оказания, телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575. Вместо этой лицензии в договоре указаны реквизиты
лицензии от 26.04.2006 N 39770 на оказание телематических услуг связи исключительно на территории Москвы и Московской области.

2. Технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технически неразрывно связанные с ними услуги. Обязанность указания в договоре с абонентом данной информации предусмотрена пп. з п. 22 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.

3. Адрес установки пользовательского оборудования. Обязанность указания в договоре с абонентом данной информации предусмотрена пп. Е, п. 22 Правил оказания телематических услуг связи утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.

На основании выявленных правонарушений государственным инспектором - Сапрыкиным Д.В., в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 3 ст. 27 Закона “О связи“, ст. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 “Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за “сдельностью в области связи“, в присутствии законного представителя юридического лица - ОАО ВымпелКом“, Технического директора Иркутского филиала ОАО “ВымпелКом“ Ф.И.О. действующего на основании доверенности от 11.03.2010 N 245, уведомленного надлежащим образом о составлении административных протоколов, составлен Протокол об административном правонарушении в области связи N 10-24/14.

Материалы административного производства в отношении ОАО “ВымпелКом“ по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.

Принимая оспариваемое решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего.

В силу положений ч.
5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В качестве основания для составления протокола административным органом указано на отсутствие ОАО “ВымпелКом“ в договорах с абонентами реквизитов выданной оператору связи лицензии, технических норм, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и отсутствие адреса установки пользовательского оборудования (пп. “е, г, з“ п. 22 Правил).

Исследовав представлены в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у административного органа не имелось оснований для составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, основным видом услуг связи, которые оказывает оператор ОАО “ВымпелКом“, являются услуги подвижной связи.

Услуги подвижной связи - это услуги радиотелефонной, сотовой связи, которые оказываются в сети подвижной связи. Отношения по оказанию услуг данного вида регулируются Правилами оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи).

Телематические услуги связи - это услуги по обеспечению доступа к сети Интернет. Правила оказания телематических услуг, нарушение
которых вменяется ОАО “ВымпелКом“, регулируют отношения по оказанию услуг связи в сети передачи данных, то есть в такой сети, где оконечное оборудование абонента подключается к узлам связи с помощью абонентской линии.

В соответствии с п. 1.2 договора об оказании услуг связи “Билайн“, под услугами связи в рамках договора понимаются услуги подвижной радиотелефонной связи, телематические услуги связи, услуги сети передачи данных в сети подвижной связи. Телематические услуги связи в сети подвижной связи оказываются ОАО “ВымпелКом“ в составе пакета услуг на базе GPRS/UMTS (Мобильный Интернет, WAP, MMS).

Таким образом, предметом договора об оказании услуг связи “Билайн“ являются отношения по оказанию услуг связи в сети подвижной связи с выделением абоненту абонентского номера и передачей SIM-карты для идентификации абонентской станции в сети.

Технические показатели, характеризующие оказание телематических услуг связи в сети подвижной связи, указаны в п. 8.1 и 8.7 Договора об оказании услуг связи “Билайн“.

В п. 8.1 Договора об оказании услуг связи “Билайн“ указано, что предоставляемая оператором связь в силу естественных условий распространения радиоволн может ухудшаться, прерываться или сопровождаться помехами вблизи зданий, в туннелях, в подвалах и других подземных сооружениях, из-за локальных особенностей рельефа и застройки, метеорологических условий и иных причин.

В соответствии с п. 8.7 договора об оказании услуг связи “Билайн“ технические показатели, характеризующие качество услуг по передаче данных и телематических услуг, указываются оператором в информационно-справочных материалах. При заключении Договора об оказании услуг связи “Билайн“ информация о технических показателях услуг выдается абонентам на отдельном листе. На официальном сайте ОАО “ВымпелКом“ www.beeline.ru, который является зарегистрированным средством массовой информации, также имеется информация о данных технических показателях, в том числе,
указание на их постоянное динамическое изменение (раздел “Мобильная связь“/“Помощь и обслуживание“/“Справочник абонента“).

Возможность предоставления абонентам информации, необходимой для заключения и исполнения договора, через средства массовой информации прямо предусмотрена п. 14, 15 Правил оказания телематических услуг связи.

При исследовании материалов дела, судебной коллегией установлено, что полоса пропускания линии связи в сети передачи данных, указание которой предусмотрено пп. “ж“ п. 22 Правил оказания телематических услуг связи, не может быть указана, так как услуги оказываются в сети подвижной связи, в которой не предусмотрена организация линии связи между абонентским оборудованием и узлом связи (абонентской линии).

Вопреки выводам суда первой инстанции, реквизиты выданной оператору связи лицензии содержатся в договоре об оказании услуг связи “Билайн“ в разделе “Учетные данные Оператора“. В данном разделе перечислены номера основных лицензий ОАО “ВымпелКом“ и указано на размещение дополнительной информации о лицензиях на сайте оператора. Информация о лицензии N 64709 на указанном сайте также присутствует.

Доведение информации о реквизитах выданных оператору связи лицензиях до абонентов через средства массой информации прямо допускается положениями Правил оказания телематических услуг связи (пп. “б“ п. 14, п. 15 Правил оказания телематических услуг связи).

Кроме того, большое количество имеющихся у ОАО “ВымпелКом“ лицензий на оказание услуг связи (86 шт.) обусловило невозможность указания полного перечня лицензий непосредственно в самом тексте договора, подписываемого абонентом.

Таким образом, предметом договора об оказании услуг связи “Билайн“ являются отношения по оказанию услуг связи в сети подвижной связи с выделением абоненту абонентского номера и передачей SIM-карты для идентификации абонентской станции в сети.

При таких обстоятельствах, Правила оказания телематических услуг не регулируют отношения по оказанию телематических услуг связи в сети подвижной связи.

Правила
оказания телематических услуг и Правила оказания услуг подвижной связи регулируют отношения по оказанию услуг в технологически различных сетях связи.

В сети подвижной связи услуги связи оказываются в любой точке в зоне действия соответствующих технических средств и сооружений (в зоне действия базовых станций), в сети передачи данных услуги связи могут быть предоставлены только по определенному адресу на оборудование абонента, к которому подведена абонентская линия.

В соответствии с п. 18 Правил оказания телематических услуг связи, оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования к содержанию договора в письменной форме, установленные п. 22 Правил оказания телематических услуг связи, нарушение которых вменяется ОАО “ВымпелКом“, распространяются только на договор, заключаемый для оказания телематических услуг в сети передачи данных с использованием абонентской линии. В связи с тем, что ОАО “ВымпелКом“ оказывает телематические услуги не в сети передачи данных, а в сети подвижной связи без организации абонентских линий, требования п. 22 Правил оказания телематических услуг не распространяются на договоры данного вида.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, административным органом не представлено документальных доказательств необходимости соблюдения Обществом определенных условий, несовершение которых является нарушением
требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции, подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и не соответствия выводов суда обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 мая 2010 года по делу N А40-36090/10-154-171 отменить.

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о привлечении ОАО “ВымпелКом“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ отказать.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

С.Л.ЗАХАРОВ

Судьи:

В.А.СВИРИДОВ

И.В.БЕКЕТОВА