Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 N 09АП-21991/2009-ГК по делу N А40-12074/09-50-137 Исковые требования о взыскании основного долга за поставленную тепловую энергию по договорам энергоснабжения удовлетворены, поскольку факт поставки энергоснабжающей организацией тепловой энергии в количестве, указанном в расчете задолженности, абонентом не оспаривается и подтвержден платежными документами, ответчиком обязательства по договорам исполнены ненадлежащим образом.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2010 г. N 09АП-21991/2009-ГК

Дело N А40-12074/09-50-137

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Валиева В.Р.

судей Лаврецкой Н.В., Левченко Н.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Салахетдиновым Р.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-12074/09-50-137

по иску ОАО “Мосэнерго“

к ГУП г. Москвы ЭВАЖД

третьи лица: Департамент ЖКХиБ г. Москвы, Префектура ЦАО г. Москвы, РЭК г. Москвы

о взыскании задолженности

в судебном заседании участвуют:

от истца: Мавлютдинова Н.А. (по доверенности N 12-07/441-125 от 20.04.10)

от ответчика: Шахов Ю.В. (по доверенности N 01-15-50/10 от 05.04.10)

от третьих лиц: от Департамента ЖКХиБ г.
Москвы - Ровенская И.А. (по доверенности N 05-13-24/9 от 06.07.09)

в судебное заседание не явились: третьи лица Префектура ЦАО г. Москвы, РЭК г. Москвы - извещены надлежащим образом.

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2009 года по делу N А40-12074/09-50-137 с Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (далее - ГУП города Москвы ЭВАЖД, ответчик) в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Мосэнерго“ (далее - ОАО “Мосэнерго“, истец) взыскано 1 259 734, 49 руб. задолженности за поставленную в 2006 г. тепловую энергию по договорам энергоснабжения от 01.10.2002 N 0303066, от 01.01.2005 N 030381.

Ответчик обратился с апелляционной жалобой, настаивая на привлечении к участию в деле третьих лиц.

Учитывая доводы апелляционной жалобы ГУП города Москвы ЭВАЖД, Девятый арбитражный апелляционный суд определением от 17.11.2009 перешел к рассмотрению дела А40-12074/09-50-137 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2009 по делу N А40-11971/09-34-136 с ГУП города Москвы ЭВАЖД в пользу ОАО “Мосэнерго“ взыскано 2 026 311, 31 руб. задолженности за поставленную в 2006 году тепловую энергию по договорам энергоснабжения N 0717076, 071747, 0728035, 0728134, 0728215, 0728289, 0739064 от 01.10.04 г., 0737040 от 15.11.1998 г., 0718089 от 01.01.05 г., 0717151 от 01.12.04 г., 0710024 от 01.01.05 г.

Ответчик обжаловал решение.

Учитывая доводы апелляционной жалобы ГУП города Москвы ЭВАЖД, Девятый арбитражный апелляционный суд определением от 16.11.2009 перешел
к рассмотрению дела N А40-11971/09-34-136 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2009 по делу N А40-12070/09-159-136 с ГУП города Москвы ЭВАЖД в пользу ОАО “Мосэнерго“ взыскано 4 785 577, 37 руб. задолженности за поставленную в 2006 году тепловую энергию по договорам энергоснабжения N 0736011, 0728061, 0722081, 0722029, 0721063, 0721015, 0706013 от 01.08.2004 г., N 0706001 от 01.09.2004 г.

Решение было обжаловано ответчиком.

Учитывая доводы апелляционной жалобы ГУП города Москвы ЭВАЖД, Девятый арбитражный апелляционный суд определением от 19.11.2009 перешел к рассмотрению дела N А40-12070/09-159-136 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Префектура ЦАО г. Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2009 по делу N А40-12084/09-51-140, с ГУП города Москвы ЭВАЖД в ОАО “Мосэнерго“ взыскано 302 200, 29 руб. задолженности за поставленную в 2006 году тепловую энергию по договору энергоснабжения N 0312024 от 01.07.2006.

Решение было обжаловано ответчиком.

Учитывая доводы апелляционной жалобы ГУП города Москвы ЭВАЖД, Девятый арбитражный апелляционный суд определением от 27.11.2009 перешел к рассмотрению дела N А40-12084/09-51-140 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора, судом привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Префектура Центрального административного округа города Москвы.

Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2009 г. удовлетворено ходатайство истца об объединении в одно производство дел N А40-11971/09-34-136 (09АП-22432/2009-ГК), А40-12084/09-51-140 (09АП-22813-2009-ГК), А40-12074/09-50-137 (09АП-21991/2009-ГК), А40-12070/09-159-136 (09АП-22272/2009-ГК) с присвоением объединенному делу присвоить номер А40- 12074/09-50-137 (09АП-21991/2009-ГК).

При рассмотрении объединенного дела третьим лицом без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена РЭК г. Москвы.

Ответчик указал на необходимость применения распоряжения Правительства Москвы от 05.08.04 N 1575-РП “О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением“, предусматривающего субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций при продаже товаров (работ, услуг) населению. Согласно указанному распоряжению полномочия главного распорядителя бюджетных средств по указанной статье расходов возложены на Префектуры административных округов г. Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Обжалуемые решения затрагивают права и законные интересы назначенных городом Москвой распорядителей бюджетных средств, выделяемых на покрытие убытков теплоснабжающих организаций - префектур административных округов города Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Несмотря на это компетентные участники бюджетного процесса к участию в деле не привлекались, о месте и времени разрешения спора не извещались, их позиция относительно предмета иска судом не изучалась.

Данное процессуальное нарушение привело к принятию вопреки требованиям пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных решений о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Истцом заявлено о взыскании с ГУП города Москвы ЭВАЖД в
пользу ОАО “Мосэнерго“ задолженности за потребленную энергию за период с января по декабрь 2006 года по вышеназванным договорам в размере 8 373 823, 46 руб.

Представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ГУП города Москвы ЭВАЖД возражал против удовлетворения иска, представил платежные поручения в подтверждение отсутствия задолженности перед истцом. По его мнению, представленные платежные поручения не только опровергают утверждение истца о задолженности, но свидетельствуют о произведенной им переплате.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - Департамент) против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 18.10.2005 N 2079-РП “О проведении опережающего финансирования“ в целях бесперебойного обеспечения теплоснабжением в отопительный период 2005 - 2006 годы истцу были перечислены денежные средства в размере 38 197 299 рублей 69 копеек. ОАО “Мосэнерго“ не представило реестры фактического отпуска тепловой энергии в 2006 году, в связи с чем не имеется оснований для дальнейшего субсидирования. Департамент не является стороной договора, заключенного между ОАО “Мосэнерго“ и ГУП города Москвы ЭВАЖД. Представил платежные поручения о перечислении денежных средств в указанном размере на счет ОАО “Мосэнерго“.

Префектура ЦАО города Москвы, РЭК города Москвы своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей Префектуры ЦАО, РЭК города Москвы, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решения Арбитражного суда города Москвы по делам N А40-11971/09-34-136,
А40-12084/09-51-140, А40-12074/09-50-137, А40-12070/09-159-136 подлежат отмене, а исковые требования частичному удовлетворению в связи со следующим.

Как установлено судом апелляционной инстанции, между ОАО “Мосэнерго“ (энергоснабжающая организация) и ГУП города Москвы ЭВАЖД (абонент) заключены договоры энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде: N 0717076, 071747, 0728035, 0728134, 0728215, 0728289, 0739064 от 01.10.04 г., 0737040 от 15.11.1998 г., 0718089 от 01.01.05 г., 0717151 от 01.12.04 г., 0710024 от 01.01.05 г., N 0736011, 0728061, 0722081, 0722029, 0721063, 0721015, 0706013 от 01.08.2004 г., N 0706001 от 01.09.2004 г., N 0303066 от 01.02.2002 г., N 030381 от 01.01.2005 г., N 0312024 от 01.07.2006.

В соответствии с условиями договоров энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию и теплоноситель, а абонент принимает и своевременно оплачивает их.

Факт поставки энергоснабжающей организацией тепловой энергии в количестве, указанном в расчете задолженности абонентом не оспаривается, подтверждается платежными документами, выставленными ОАО “Мосэнерго“ для оплаты абоненту, реестрами (расчетами) фактического отпуска тепловой энергии, подписанными актами приемки-передачи тепловой энергии.

Согласно договорам истец выставлял абоненту для оплаты счет-фактуры, платежные требования, а абонент обязался производить оплату до 15 числа текущего месяца, окончательный расчет производит до 15 числа следующего за расчетным месяцем.

Однако ответчиком обязательства по договорам исполнялись ненадлежащим образом, что послужило основанием обращения с исковыми требованиями по вышеперечисленным делам, объединенным в одно производство.

Истцом в материалы дела представлен расчет задолженности с применением тарифа “население“ за период с января по декабрь 2006 года, в сумме 1 199 924, 90 руб. который проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в
соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в обоснование своих доводов и возражений доказательства и руководствуясь статьями 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению исковые требования ОАО “Мосэнерго“ о взыскании с ГУП города Москвы ЭВАЖД 1 199 924, 90 руб. задолженности.

Довод ответчика об отсутствии задолженности и наличии переплаты судом отклоняется как неподтвержденный первичными документами, поскольку ответчик в своих расчетах произвольно выделяет из выставленных истцом счетов-фактур суммы, которые, по его мнению, приходятся на бюджетное субсидирование.

Тем не менее, обоснованность подобной методики расчета ссылками на нормативные правовые акты не подтверждена.

Более того, ответчик не является получателем бюджетных средств, не обладает полномочиями по бюджетному финансированию в связи с чем не может производить расчет сумм, подлежащих субсидированию.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

РЭК города Москвы постановлением от 12.12.2005 N 86 в пределах своих полномочий утвердила тарифы за тепловую энергию, реализуемую потребителям города Москвы: “Население, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья“ - 388 рублей/Гкал; “Управляющие организации“ - 458 рублей/Гкал; “Прочие потребители“ - 490 рублей/Гкал.

Городом Москва как
субъектом Российской Федерации были приняты меры к принятию на себя расходных обязательств в связи с произведенным тарифным регулированием, суть которых состоит в возмещении за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу “управляющие организации“, и стоимости энергии, определенной по тарифу “население“.

Пунктом 1 распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП “О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением“, финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье “Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению“.

Тарифное регулирование в области теплоснабжения и оказания коммунальных услуг заключается в том, что управляющие и теплоснабжающие организации рассчитываются по тарифной группе “население“, а разница между стоимостью энергии по тарифу “управляющие организации“ и стоимостью по тарифу “население“ возмещается из регионального бюджета теплоснабжающим организациям путем перечисления им субсидий.

В соответствии с п. п. 1, 3, пп. 3.1.; 3.3. Распоряжения Правительства Москвы от 05 августа 2004 года N 1575-РП “О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением“ предусмотрено, что финансирование расходов бюджета города Москвы, связанные с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в
составе бюджетных показателей по статье “Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению.

На Префектуры административных округов города Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы возложены функции и полномочия главных распорядителей бюджетных средств по указанной в п. 1 статье расходов; на организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома (управляющие организации), обязанности по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения в установленном порядке.

В приложении к Распоряжению Правительства Москвы от 05 августа 2004 года N 1575-РП “О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением в 2004 год утвержден Регламент взаимодействия.

Таким образом, данным Распоряжением Правительства Москвы на ГУП г. Москвы ЭВАЖД, ДЕЗы возложена только функция по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд Населения, а не по получению бюджетных ассигновании.

Получателем субсидий по данному Распоряжению является не управляющая организация, а теплоснабжающая организация ОАО “Мосэнерго“.

Следует признать, что в данном случае ОАО “Мосэнерго“ защищен от негативных последствий тарифного регулирования нормативно сформированным городом Москвой механизмом возмещения его убытков.

Ответчику право на получение субсидий городом Москвой не предоставлено, и реальным для него источником получения денежных средств являются платежи населения за коммунальные услуги, которые не могут быть выше и иными, чем установлено РЭК Москвы.

В этой связи отсутствие подписанного регламента взаимодействия (п. 7 Распоряжения от 05.08.2004 г. N 157б-РП) не означает получение бюджетных средств ответчиком и не может рассматриваться основанием, наделяющим истца правом требовать неполученное бюджетное финансирование с ответчика как убытки (ст. ст. 15,
393 ГК РФ).

С учетом рассмотрения объединенных дел по правилам суда первой инстанции с общей суммы исковых требований 8 373 823, 46 руб. (ст. 103 АПК РФ) госпошлина в размере 29 033, 04 руб. подлежит возврату истцу из бюджета, как излишне уплаченная (ст. 333.40 НК РФ).

В остальном расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение исков и расходы ответчиков по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на стороны пропорционально размера удовлетворенных исковых требований, в результате чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 4 220, 69 руб. (ст. 110 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 268, ч. 2 ст. 269, п. 4 ч. 4 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решения Арбитражного суда г. Москвы по делам N А40-11971/09-34-136 от 13 июля 2009 г., А40-12084/09-51-140 от 17 августа 2009 г., А40-12074/09-50-137 от 24 апреля 2009 г., А40-12070/09-159-136 от 31 августа 2009 г. отменить.

Взыскать с ГУП г. Москвы ЭВАЖД в пользу ОАО “Мосэнерго“ 1 199 924, 90 руб. - основного долга, 4 220, 69 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.

Возвратить ОАО “Мосэнерго“ 29 033, 04 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1330 от 04.02.2009 из федерального бюджета.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий:

В.Р.ВАЛИЕВ

Судьи:

Н.И.ЛЕВЧЕНКО

Н.В.ЛАВРЕЦКАЯ