Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 N 09АП-15260/2010-АК по делу N А40-10083/10-149-124 Исковые требования о признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений, обязании заключить договор аренды удовлетворены правомерно, так как, несмотря на наличие соответствующего распорядительного акта города Москвы и получение истцом в установленном порядке необходимых для оформления прав землепользования согласований, ответчик отказал обществу в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2010 г. N 09АП-15260/2010-АК

Дело N А40-10083/10-149-124

Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2010

Полный текст постановления изготовлен 22.07.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей: Веклича Б.С., Якутова Э.В.

при ведении протокола помощником судьи Коваленко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы

на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2010

по делу N А40-10083/10-149-124 судьи Лукашовой О.В.

по заявлению ОАО “Городская информационно-справочная служба“

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,

третьи лица: Департамент имущества города Москвы, Контрольный комитет города Москвы

о признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений, обязании заключить договор аренды,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Василевской О.Н. по доверенности
от 01.07.2010, паспорт <...>,

представителей ответчика Милентьевой М.В. по доверенности от 25.12.2009, удостоверение N 815, Горчаковой Е.А. удостоверение N 352, по доверенности от 25.12.2009,

представитель Департамента имущества г. Москвы не явился, извещен,

представитель Контрольного комитета города Москвы не явился, извещен,

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2010, принятым по данному делу, удовлетворены требования ОАО “Городская информационно-справочная служба“ (ОАО “ГИСС“) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 1, оформленного письмом от 26.10.2009 N 33-5Т4-1740/7-(0)-2, и об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 1.

При этом Арбитражный суд исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Не согласившись с принятым решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. При этом податель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие возможности предоставления земельных участков на бесконкурсной основе для размещения объектов информационно-справочного обслуживания населения города Москвы. Считает, что у ОАО “ГИСС“ отсутствуют документы органа власти о предоставлении земельного участка. Указал, что заявление ОАО “ГИСС“ в части обязания Департамента земельных ресурсов заключить договор аренды земельного участка подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку при предъявлении заявления в суд Обществом не был соблюден обязательный порядок, предусмотренный ст. 445 ГК РФ.

Представитель заявителя в письменном
отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. При этом ссылается на нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов Общества. Считает, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт подбора Обществу земельного участка под эксплуатацию справочного киоска. Указывает, что нормативные акты, на которые ссылается ответчик, приняты после обращения ОАО “ГИСС“ за оформлением земельно-правовых отношений и не подлежат применению в рассматриваемом случае. Кроме того, указывает, что порядок заключения договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности установлен Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“, в соответствии с которым проект договора аренды от заявителя не требуется и не принимается.

В судебное заседание не явились представители Департамента имущества города Москвы и Контрольного комитета города Москвы, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства. При этом через канцелярию суда от Департамента имущества города Москвы поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и представителя заявителя, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “ГИСС“ на основании Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением об оформлении земельного участка, расположенного по адресу: г.
Москва, ул. Шоссейная, вл. 1, для проектирования, строительства и последующей эксплуатации справочно-информационного узла, с приложением всех необходимых документов.

Письмом от 26.10.2009 N 33-5Т4-1740/7-(0)-2 ответчик сообщил, что в соответствии с протоколом совещания у начальника Управления корпоративного контроля над долями города Департамента имущества г. Москвы от 30.09.2009 N 11-00 и письмо Контрольного комитета г. Москвы от 10.09.2009 N 01-01-12-3222/9 оформление земельно-правовых отношений на земельный участок не представляется возможным (том 1 л.д. 10).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В настоящем случае суд первой инстанции обоснованно указал на наличие необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 10 Земельного
кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.

Согласно ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Пунктом 2 вышеупомянутого Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001 - 2003 годах согласованные ОАО “ГИСС“ земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.

Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП “О развитии городской информационно-справочной системы Москвы“ предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО “ГИСС“ в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП “Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу“.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и
мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.

Согласно п. 2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании п. 2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.

Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Пунктом 7.1 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ Московскому земельному комитету (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов города Москвы) предписано заключать с ОАО “ГИСС“ в установленном порядке договоры аренды земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации.

Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме “одного окна“, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП (Приложение 1), определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.

В силу п. 2.1 указанного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы “одного окна“ Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа согласно приложению 3, а также необходимый комплект документов согласно приложению 2 к вышеназванному
Постановлению от 13.03.2007 N 168-ПП.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “Городская информационно-справочная служба“ создано на основании Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860 “О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы“ с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.

Пунктом 2.1.3 указанного постановления определено, что на начальном этапе 100% уставного капитала ОАО “ГИСС“ принадлежит Правительству Москвы в лице Москомимущества, в том числе права аренды за 20000 кв. м земли на период 49 лет.

Согласно акту приемки-передачи имущественных прав в уставной капитал от 23.08.2006 ОАО “Городская информационно-справочная служба“ передана стоимость права долгосрочной аренды земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 1, площадью 0,002 га.

Из материалов дела следует, что 18.12.2007 заявитель обращался в ТОРЗ ЮВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 1, с приложением необходимого комплекта документов.

Однако, несмотря на наличие соответствующего распорядительного акта города Москвы и получения ОАО “ГИСС“ в установленном порядке необходимых для оформления прав землепользования согласований, ответчик отказал Обществу в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества о признании незаконным оспариваемого ненормативного акта.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В рассматриваемом случае
в соответствии с приведенной нормой суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал ответчика заключить с Обществом договор аренды земельного участка.

Учитывая, что в настоящем случае речь идет о предоставлении в аренду земельного участка под размещение некапитального объекта - справочного киоска специализированной организации - ОАО “Городская информационно-справочная служба“, и имеется распорядительный акт о предоставлении Обществу в аренду земельного участка под эти цели, суд правомерно обязал ответчика заключить с заявителем указанный договор.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.05.2010 по делу N А40-10083/10-149-124 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Е.В.ПРОННИКОВА

Судьи:

Э.В.ЯКУТОВ

Б.С.ВЕКЛИЧ