Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 N 09АП-15156/2010-АК по делу N А40-21096/10-146-34 В удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения уполномоченного органа о передаче в собственность недвижимого имущества в качестве имущественного взноса РФ отказано правомерно, поскольку оспариваемое распоряжение является законным, вынесено в пределах полномочий, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2010 г. N 09АП-15156/2010-АК

Дело N А40-21096/10-146-34

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2010 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веклича Б.С.,

Судей: Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В.,

при ведении протокола председательствующим судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного научного учреждения “Павловская опытная станция Государственного научного учреждения “Государственный научный центр Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2010 по делу N А40-21096/10-146-34, судьи Ласкина Л.В.,

по заявлению Государственного научного учреждения “Павловская опытная станция Государственного научного учреждения “Государственный научный центр Российской
Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук“

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,

третьи лица: Российская академия сельскохозяйственных наук, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства,

о признании недействительным распоряжения ФАУГИ от 25.12.2009 N 2058-р,

при участии:

от заявителя: Гавришок А.С. по доверенности от 20.02.2009 N 53, паспорт <...>;

от заинтересованного лица: Поповой П.О. по доверенности от 11.01.2010 N юп-03/35, паспорт <...>;

от Российской академии сельскохозяйственных наук - не явился, извещен;

от Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства: Сиротина В.Ю. по доверенности от 09.10.2009, паспорт <...>,

установил:

Государственное научное учреждение “Павловская опытная станция Государственного научного учреждения “Государственный научный центр Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.12.2009 N 2058-р “О передаче в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства недвижимого имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение является законным, вынесено в пределах полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое распоряжение вынесено незаконно и необоснованно. Указал на то, что нарушен порядок принятия оспариваемого распоряжения, в результате чего заявителю созданы препятствия для осуществления его деятельности.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и письменных пояснениях на апелляционную жалобу поддержал
решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласился. Считает, что право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка правомерно прекращено в установленном порядке путем издания оспариваемого распоряжения. Полагает, что Российская академия сельскохозяйственных наук не относится к числу лиц, которые в обязательном порядке должны были извещаться о рассмотрении спорного вопроса.

Представитель Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы не согласился. Считает, что оспариваемое распоряжение является законным, вынесено в пределах полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Представитель Российской академии сельскохозяйственных наук, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. С учетом мнения сторон дело рассмотрено судом в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.12.2009 N 2058-р на основании протокола заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 09.12.2009 N 12 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ Павловская ОС ГНУ ГНЦ РФ ВИР на земельный участок с кадастровым номером 78:42:16402:1, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, территория Павловской опытной станции, участок 18.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению
государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В силу п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства“ в случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ, по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, которые подлежат в соответствии с решением Комиссии передаче для формирования имущества Фонда.

В пп. 7 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ указано, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно в предусмотренных федеральными законами случаях.

Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства“ предусмотрено, что уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти вправе принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В настоящем случае согласно выписке из ЕГРП от 27.03.2009 N 78-78-06/002/2009-908 земельный участок с кадастровым номером 78:42:16402:1, имеющий адресный ориентир: Санкт-Петербург, г. Павловск, территория Павловской опытной станции, участок N 18, относился к собственности Российской Федерации и принадлежал учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Комиссия, принимая решение о передаче земельного участка для формирования имущества Фонда, поручила Росимуществу принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в отношении земельного участка (протокол от 09.12.2009 N 12). При этом в соответствии с ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ и п. 18 Положения решение Комиссии, оформленное протоколом, является обязательным для органов государственной власти и организаций.

Учитывая, что земельный участок передан Фонду, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком правомерно прекращено в установленном порядке, путем принятия оспариваемого распоряжения.

Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что, согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 78:42:16402:1 относится к категории земель населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования “для сельскохозяйственного использования“ (кадастровый паспорт от 17.09.2009 N 13736), не исключает возможности его изъятия и передачи для иных целей использования.

Довод апелляционной жалобы о том, что указанный вывод суда первой инстанции нарушает положения действующего законодательства, определяющего особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения, а также особо охраняемых территорий и объектов, не принимается судом апелляционной инстанции как необоснованный.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Как
установлено в п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, в том числе занятые пашнями, многолетними насаждениями, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“, данный земельный участок расположен в границах функциональной зоны “ЖИР“ - зоны застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.

Согласно Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 “О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга“, рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Т1Ж2-2 - жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

В соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования Санкт-Петербурга изъятый из постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельный участок предназначен для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.

То обстоятельство, что земельный участок предназначен для жилой застройки подтверждается также письмом администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 25.03.2009 N 10-1153, письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2009 N 1-1-17285/5.

Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка - “для сельскохозяйственного использования“ не соответствуют действительному правовому режиму использования этого земельного участка и подлежат приведению в соответствии с Генеральным
планом Санкт-Петербурга и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

Ссылка апелляционной жалобы на нарушение порядка принятия оспариваемого распоряжения, в результате чего принятым решением созданы препятствия для осуществления важных научных исследований, не принимается судом апелляционной инстанции как необоснованная.

Постановлением Правительства РФ от 22.08.2008 N 632 “О Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства“ утверждено Положение о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства. Пунктом 16 указанного Положения установлено, что на заседания Комиссии в обязательном порядке приглашаются представители федерального органа исполнительной власти, которому подведомственно государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании такого участка.

Согласно п. 7 Положения Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждается председателем Комиссии.

В соответствии с п. 10 Регламента Комиссии от 18.12.2008, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Комиссии, на заседание Комиссии по согласованию с ее председателем могут приглашаться представители иных федеральных органов исполнительной власти (помимо указанных в п. 16 Положения), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, научных, финансовых и коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, п. 4 и п. 67 Устава Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2009 N 180, в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук находятся учреждения Российской академии сельскохозяйственных наук, которые являются юридическими лицами, подведомственными Российской академии сельскохозяйственных наук.

Заявитель является подведомственным Российской академии сельскохозяйственных наук государственным научным учреждением.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ в систему
федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Статьей 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ установлено, что научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

В силу ст. 6 данного Закона Российская академия наук, отраслевые академии наук, в том числе Российская академия сельскохозяйственных наук, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, названным Законом и уставами академий.

Российская академия сельскохозяйственных наук не относится к перечисленным публичным органам, то есть не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, а в соответствии с п. 2 Устава Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 N 180, является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук. Имущество Россельхозакадемии находится в федеральной собственности, ей не предоставлено право распоряжаться таким имуществом.

Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Российская академия сельскохозяйственных наук не относится к числу лиц, которые в обязательном порядке должны были извещаться о рассмотрении спорного вопроса на заседании Комиссии.

Однако, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российская академия сельскохозяйственных наук была надлежащим образом извещена о заседании Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства, на котором был рассмотрен вопрос об использовании принадлежащего заявителю по праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка.

Каких-либо замечаний или предложений со стороны Россельхозакадемии по вопросу о дальнейшем использовании земельного участка не последовало.

На
основании изложенного, суд апелляционной инстанции подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о том, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом доказан факт соответствия оспариваемого распоряжения действующему законодательству. Нарушений прав и законных интересов заявителя в результате издания оспариваемого ненормативного акта не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2010 по делу N А40-21096/10-146-34 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи:

Ж.В.ПОТАШОВА

Е.В.ПРОННИКОВА