Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А41-44608/09 В удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения уполномоченного органа об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения отказано, поскольку у уполномоченного органа отсутствуют полномочия по утверждению границ объекта культурного наследия, оспариваемым актом нарушены права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. по делу N А41-44608/09

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2010 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Черниковой Е.В.,

судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,

при ведении протокола судебного заседания: Трубицыной О.Л.,

при участии в заседании:

от ООО “Главспецмонтажстрой“: Галустян Ю.Л., генеральный директор на основании выписки из протокола N 4 от 06.05.2009 г.; Подобин В.М., представитель по доверенности от 20.12.2009 г.;

от ФГУ РРЦ “Детство“: Петров А.Н., представитель по доверенности N 12 от 01.06.2010 г.; Глухов В.Д., представитель по доверенности N 11 от 01.06.2001 г.;

от Министерства культуры МО: Сибирева Л.С., представитель
по доверенности N 3Д от 07.06.2010 г.;

от Крестовоздвиженского Иерусалимского Ставропигиального женского монастыря Московского патриархата: Парфенов В.В., представитель по доверенности от 04.07.10 г.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Крестовоздвиженского Иерусалимского Ставропигиального женского монастыря Московского патриархата и Министерства культуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2010 года по делу N А41-44608/09, принятое судьей Бирюковой Е.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Главспецмонтажстрой“ и федерального государственного учреждения Российский реабилитационный центр “Детство“ о признании недействительным распоряжения Министерства культуры Московской области,

с участием в качестве заинтересованных лиц: Крестовоздвиженского Иерусалимского Ставропигиального женского монастыря Московского патриархата и Министерства культуры Московской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Главспецмонтажстрой“ (далее - ООО “Главспецмонтажстрой“) и федеральное государственное учреждение Российский реабилитационный центр “Детство“ (далее - ФГУ РРЦ “Детство“) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. “Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского, второй половины XIX - начала XX в.в. в поселке санатория “Горки Ленинские“ сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области“ и применении последствий его недействительности.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство культуры Московской области и Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь Московского патриархата.

Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2010 года заявление в части признания недействительным Распоряжения Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. удовлетворено. В удовлетворении остальной части иска отказано (том 2 л.д. 25 - 27).

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь
Московского патриархата и Министерство культуры Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей поддержали доводы апелляционных жалоб. Представитель Крестовоздвиженского Иерусалимского Ставропигиального женского монастыря Московского патриархата просил прекратить производство по делу. Представитель Министерства культуры Московской области просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представители ООО “Главспецмонтажстрой“ и ФГУ РРЦ “Детство“ против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании Распоряжения Главы Ленинского района Московской области N 859-р/о от 14.04.2004 г. и Постановления Главы Ленинского района Московской области N 1708 от 15.06.1995 г. ФГУ РРЦ “Детство“ был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок для размещения реабилитационного центра площадью 121 900 кв. м по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. Горки Ленинские.

Право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ РРЦ “Детство“ в отношении указанного земельного участка было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.05.2004 г. сделана запись
о регистрации за N 50-01-21-20/2004-402 и выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АЖ N 123397.

На основании Распоряжения Главы Ленинского района Московской области N 859-р/о от 14.04.2004 г. и Постановления Главы Ленинского района N 1708 от 15.06.1995 г. ФГУ РРЦ “Детство“ был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок для размещения реабилитационного центра площадью 35 900 кв. м по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. Горки Ленинские.

Право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ РРЦ “Детство“ в отношении указанного земельного участка было зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.04.2005 г. сделана запись регистрации за N 50-01/21-51/2004-416 и выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АЖ N 969599.

В соответствии с Федеральной целевой программой “Дети России на 2007 - 2010 г.“, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 172 от 21.03.2007 г., а также с Федеральной адресной инвестиционной программой Минэкономразвития, утвержденной постановлением от N 773 от 03.10.2002 г. на территории ФГУ РРЦ “Детство“ была предусмотрена реконструкция корпуса N 6 для реабилитации детей-сирот и инвалидов (том 1 л.д. 69 - 71).

По результатам конкурса на проведение работ по реконструкции лечебного корпуса N 6, победителем было признано ООО “Главспецмонтажстрой“, между ним и ФГУ РРЦ “Детство“ был заключен государственный контракт N 14/261к-691 от 26.06.2007 г. (том 1 л.д. 72 - 74).

Впоследствии Министерством культуры Московской области было издано Распоряжение N 278-р от 30.07.2009 г. “Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского, второй половины XIX - начала XX в.в. в поселке
санатория “Горки Ленинские“ сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области“, которым утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения - Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря. Также был определен особый режим использования данной территории, а именно, запрещено любое строительство, не связанное с воссозданием исторических элементов монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского, а также наложен запрет на хозяйственную деятельность, ведущую к искажению внешнего облика объектов культурного наследия (том 1 л.д. 76 - 77).

Согласно указанному Распоряжению любые строительные и хозяйственные работы разрешены только по специально разработанным проектам, согласованным в установленном порядке с областным органом охраны объектов культурного наследия.

Полагая, что на лечебный корпус N 6 ФГУ РРЦ “Детство“, находящийся на земельном участке, расположенном в пределах монастыря, распространяются предусмотренные Распоряжением N 278-р от 30.07.2009 г. ограничения на строительство, ООО “Главспецмонтажстрой“ и ФГУ РРЦ “Детство“ обратились в суд с требованием о признании его недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

Принимая решение об удовлетворении заявленных ООО “Главспецмонтажстрой“ и ФГУ РРЦ “Детство“ требований о признании недействительным ненормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Министерства культуры Московской области полномочий по утверждению границ объекта культурного наследия и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности, а именно, создания препятствий по выполнению государственного контракта N 14/261к-691 от 26.06.2007 г. в рамках Федеральной целевой программой “Дети России на 2007 - 2010 г.“.

Арбитражный апелляционный суд полагает данные выводы суда первой инстанции необоснованными в силу следующего.

Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных
или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании недействительным Распоряжения Министерством культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. может являться одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Кроме того, в соответствии с нормой части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает нарушаются ли оспариваемым акт права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По материалам дела, согласно тексту оспариваемого Распоряжения Министерством культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г., последнее издано с целью сохранения территориальной целостности и неизменности облика объекта культурного наследия - монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского в соответствии с Федеральным законом “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, Законом Московской области “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области“.

В соответствии с нормами статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно норме статьи 33 названного Федерального закона государственная охрана в том числе, включает в себя установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Нормами части 9.1 статьи 4 Закона Московской области N 26/2005-ОЗ от 21.01.2005 г. “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области“ полномочие по определению и установлению границ территорий и режимов использования территорий объектов культурного наследия регионального (областного) значения закреплено за Министерством культуры Московской области.

Указание на полномочия Министерства культуры Московской области по установлению порядка использования объектов культурного наследия, границ и режимов содержания территорий объектов культурного наследия регионального (областного) значения и местного (муниципального) значения содержится и в пункте 12.30 Положения “О Министерстве культуры Московской области“, утвержденном Постановлением Правительства Московской области N 912/28 от 30.11.2007 г.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что оспоренный ненормативный правовой акт издан Министерством культуры Московской области в пределах предоставленных ему
полномочий.

Ссылка заявителей на противоречие Распоряжения Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. нормам статьи 11 Закона Московской области N 26/2005-ОЗ от 21.01.2005 г. “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области“, в соответствии с которым утверждение зон охраны объектов культурного наследия осуществляется Правительством Московской области, признана арбитражным апелляционным судом несостоятельной, поскольку оспариваемым ненормативным правовых актом установлены не зоны охраны, а утверждены границы территории и режим использования территории объекта культурного наследия, что по своей правовой природе является различными действиями.

В отношении нарушения оспариваемым Распоряжением прав и законных интересов ООО “Главспецмонтажстрой“ и ФГУ РРЦ “Детство“ арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Московской области N 84/9 от 15.03.2002 г. Монастырь Крестовоздвиженский Иерусалимский, второй половины XIX - начала XX вв. в поселке санатория “Горки Ленинские“ сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области, включающий в себя собор Вознесения Господня, корпус келий “Васильевский“, корпус “Красный“, корпус трапезный с церковью иконы Божией Матери Иерусалимской, гостиницу, корпус новый настоятельский, корпус старый настоятельский, монастырскую ограду с башнями и воротами, церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня, дом жилой 1-этажный деревянный, баню-прачечную, погреб, парк, отнесен к перечню памятников истории и культуры местного (регионального) значения, находящихся на территории Московской области (том 1 л.д. 78 - 79).

Одновременно Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь является юридическим лицом, в безвозмездное пользование которого на основании Распоряжения Росимущества N 609-р от 12.11.2004 г. передан имущественный комплекс Крестовоздвиженского Иерусалимского Монастыря, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, с. Лукино (том 2 л.д. 13 - 14), и отведен земельный участок
под его использование (том 2 л.д. 16).

Оспариваемым Распоряжением Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. установлены ограничения на строительные и хозяйственные работы на территории Монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского как объекта культурного наследия, а не как юридического лица-землепользователя.

Таким образом, в отсутствие возражений сторон относительно расположения лечебного корпуса N 6 ФГУ РРЦ “Детство“ в границах территории памятника истории и культуры, реконструкция последнего в соответствии с нормами действующего охранного законодательства должна проводиться с учетом ограничений, а именно, на основе специально разработанных проектов, согласованных областным органом охраны объектов культурного наследия.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Распоряжением Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. не создает трудности для заявителей в сфере экономической и предпринимательской деятельности и направлено на обеспечение сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО “Главспецмонтажстрой“ и ФГУ РРЦ “Детство“, в нарушение норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказаны обстоятельства, влекущие в соответствии с нормами статьи 198 Кодекса недействительность Распоряжения Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г.

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции указанной части подлежит отмене.

Выводы суда первой инстанции относительно отсутствия законных оснований для удовлетворения заявления в части применения последствий недействительности ненормативного правового акта, законны и обоснованы. Решение суда в данной части подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются
арбитражным судом со стороны.

В силу вышеуказанной нормы процессуального права расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей подлежат отнесению на заявителей.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2010 года по делу N А41-44608/09 отменить в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью “Главспецмонтажстрой“ и федерального государственного учреждения Российский реабилитационный центр “Детство“ о признании недействительным распоряжения Министерства культуры Московской области N 278-р от 30.07.2009 г. “Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - монастыря Крестовоздвиженского Иерусалимского, второй половины XIX - начала XX в.в. в поселке санатория “Горки Ленинские“ сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области“.

В указанной части в удовлетворении заявления отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Главспецмонтажстрой“ и Федерального государственного учреждения Российский реабилитационный центр “Детство“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 рублей, по 1 000 рублей с каждого.

Председательствующий

Е.В.ЧЕРНИКОВА

Судьи

Н.В.ДИАКОВСКАЯ

С.К.ХАНАШЕВИЧ