Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 N 09АП-13326/2010-АК по делу N А40-88489/09-156-701 В удовлетворении исковых требований о признании отказа в выдаче документов незаконным и обязании подготовить и выдать комплект документов отказано правомерно, так как ответчиком не доказано, что спорный земельный участок сформирован как объект гражданско-правовых отношений и изъят в установленном законом порядке из гражданского оборота.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 09АП-13326/2010-АК
Дело N А40-88489/09-156-701
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2010
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Поташовой Ж.В.
Судей: Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Степкиным М.С.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2010 по делу N А40-88489/09-156-701, судьи Гданской Т.В.
по заявлению ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
о признании отказа в выдаче документов незаконным и обязании подготовить и выдать комплект документов,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Морозова И.Н. по доверенности от 25.12.2009 N 33-И-3003/9, удостоверение N 817; Стапович Е.А. по доверенности от 25.12.2009 N 33-И-2987/9, удостоверение N 349;
от третьего лица: Щербаковой М.М. по доверенности от 11.01.2010 N 001-03-1/0, удостоверение N 25680,
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 06.08.2009 N 33-5ТИ-264/9-(0)-1, в выдаче ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ комплекта документов для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Кроме того, суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы в течение месяца с даты вступления в силу настоящего решения суда подготовить и выдать ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ комплект документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка ориентировочной площадью 2 736,1 кв. м, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 1 и 1а, а именно: подготовить и выдать: распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, кадастровый план (карту) земельного участка, проект границ земельного участка по результатам его межевания.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что поскольку план границ земельного участка не согласован с Москомархитектурой, ТУ ЮВАО ДЗР г. Москвы получено заключение ГУП ГлавАПУ от 09.07.2009 N 340-01-46/9-(0)-2, о том, что в соответствии с разработанным и утвержденным проектом планировки территории, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 885-ПП от 30.09.2008 объект подлежит выводу, следовательно, ТУ ЮВАО ДЗР г. Москвы правомерно отказало в оформлении земельного участка. Отметил, что оформление земельно-правовых отношений на земельный участок, в нарушение положений Регламента, не представляется возможным.
Представитель третьего лица поддержал позицию подателя апелляционной жалобы.
Представитель ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 17.06.2009 серии 77АК N 341287 и 341288 ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ владеет на праве собственности зданиями площадью 129,8 кв. м и 167,1 кв. м, расположенными на земельном участке площадью 2736,1 кв. м, с адресными ориентирами: г. Москва, улица Самокатная дом 3/8 строения 1 и 1а.
Управлением Роснедвижимости по г. Москве ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ 15.12.2008 выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства из которого следует, что Общество использует занимаемый земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с предписанием Государственного земельного контроля от 15.12.2008 ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ обязано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, выразившееся в не оформлении в установленном порядке правоустанавливающих документов, удостоверяющих право на землю (ст. 26 Земельного кодекса РФ), до 15.03.2009.
Из выписок из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу “одного окна“ от 02.03.2009 N 33-5Т4-264/9-(0)-0, 33-5Т4-264/9-(1)-0, 33-5Т4-264/9-(3)-0 следует, что 02.03.2009 ЗАО “ГАРАНТ ИНВЕСТ“ обратилось в службу ТУ ЮВАО “одного окна“ ДЗР г. Москвы с заявлением о выдаче комплекта документов для постановки на кадастровый учет занимаемого земельного участка для дальнейшего оформления земельно-правовых отношений.
Согласно порядка и сроков, установленных Постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП “О порядке работы в режиме “одного окна“ Департамента земельных ресурсов города Москвы“ указанный комплект документов должен быть выдан 04.05.2009.
В настоящем случае, из материалов дела усматривается, что ТУ ЮВАО г. Москвы 18.03.2009 в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП “О порядке работы в режиме “одного окна“ Департамента земельных ресурсов города Москвы“ в Москомархитектуру направлен план земельного участка для согласования. В установленные регламентом сроки согласованный план земельного участка в ТУ ЮВАО не поступил.
Истец 23.04.2009 письмом N 33-5Т4-264/09-(2)-0 проинформировал ТУ в ЮВАО ДЗР г. Москва о том, что после получения согласования из Москомархитектуры, проект распоряжения ДЗР будет подготовлен и направлен на согласование утверждения схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва улица Самокатная дом 3/8 строения 1 и 1а. на кадастровой карте территории, необходимый для осуществления процедуры постановки на государственный кадастровый учет.
В соответствии с заключением ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры от 09.07.2009 N 340-01-46/9-(0)-2 земельный участок находится в охранной зоне памятников истории и культуры N 210 и в зоне охраняемого природного ландшафта, в границах территории природного комплекса “объект ПК ЮВАО N 11-6 “Сквер вдоль Золоторожской набережной“. В соответствии с разработанным и утвержденным проектом планировки территории квартала 4 района Лефортово города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 885-ПП от 30.09.2008 объект подлежит выводу. Оформление земельно-правовых отношений на земельный участок по указанному адресу не представляется возможным.
На основании заключения ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры от 09.07.2009 N 340-01-46/9-(0)-2 ТУ ЮВАО подготовлен ответ ЗАО “Гарант Инвест“ от 06.08.2009 о том, что постановка земельного участка по адресу: ул. Самокатная, вл. 3/8 стр. 1 и 1а на государственный кадастровый учет и оформление земельно-правовых отношений не представляется возможным.
Вынося оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ ответчика в предоставлении истцу необходимого для постановки на кадастровый учет комплекта документов является незаконным.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные Обществом на рассмотрение документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям.
В соответствии с п. 3.3 Постановления Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП “О порядке работы в режиме “одного окна“ Департамента земельных ресурсов города Москвы“ (действовавшее на момент обращения заявителя в суд) для подготовки комплекта документов для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется согласования с соответствующими органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями города Москвы и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Пункт 3.3.2. указанного Постановления Правительства Москвы предусматривает, что при подготовке комплекта документов для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (ФАКОН) (заявка о постановке на Государственный кадастровый учет, правоустанавливающие документы на земельный участок, в т.ч. распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении проектов границ земельных участков, описание земельного участка, материалы межевания), специалисты по исполнению запроса осуществляют следующие этапы работ:
- подготовка проекта плана границ земельного участка в электронном виде и на бумажном носителе (при отсутствии у заявителя кадастрового плана земельного участка), включая проверку по базе данных и оперативной карте наличия уже оформленных правоотношений на земельный участок, (п. 3.3.2.1.);
- передача проекта плана границ специалистам службы “одного окна“ для сбора сведений о земельном участке в следующих организациях: ГУП МосгорБТИ (при отсутствии документов БТИ у заявителя); ГУП “Мосгоргеотрест“; ГУП “НИиПИ Генплана Москвы“; Управление Федеральной регистрационной службы по Москве. Занесение информации в электронную базу данных “Документоконтроль“ о направлении запросов. Предоставление указанными организациями сведений (п. 3.3.2.2.).
- обработка специалистами по исполнению запроса полученных сведений: внесение изменений в проект плана границ, в т.ч. исключение частей, не подлежащих отчуждению; определение обременении и ограничений использования земельного участка; другие обстоятельства, существенные для дальнейшего оформления (п. 3.3.2.3.)
- направление проекта плана границ земельного участка на согласование в префектуру и Москомархитектуру, другие организации (при необходимости) (п. 3.3.2.4.).
Основанием для отказа в выдаче документов в режиме “одного окна“ может послужить, в том числе: отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством (4.1.4.).
Порядок приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами определен ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно п. 1 которой, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В настоящем случае, Постановление Правительства Москвы N 885-ПП от 30.09.2008, положенное в основу отказа Обществу, не предусматривает вывод объекта с адресными ориентирами ул. Самокатная дом. 3/8 строения 1 и 1А, площадью участка 2736,1 кв. м.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии согласования Москомархитектуры отклоняется, поскольку как следует из материалов дела, проанализированных выше в данный орган направлялся план земельного участка для согласования, однако в установленные регламентом сроки согласованный план в ТУ ЮВАО не поступил, несмотря на неоднократные письма с просьбой ускорить подготовку материалов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком не доказано, что спорный земельный участок сформирован как объект гражданско-правовых отношений и изъят в установленном законом порядке из гражданского оборота.
При указанных обстоятельствах оспариваемый отказ ответчика в предоставлении истцу необходимого для постановки на кадастровый учет комплекта документов является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2010 по делу N А40-88489/09-156-701 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи:
Е.В.ПРОННИКОВА
Э.В.ЯКУТОВ