Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 N 09АП-10914/2010 по делу N А40-127243/09-130-621 Заявление о признании недействительными решения и предписания уполномоченного органа о нарушении ФЗ “О защите конкуренции“ путем предъявления необоснованного требования о заключении договора на оказание услуг почтовой связи удовлетворено, поскольку оспариваемые решение и предписание не соответствуют требованиям ФЗ “О защите конкуренции“ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2010 г. N 09АП-10914/2010

Дело N А40-127243/09-130-621

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2010 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,

судей: Бекетовой И.В., Попова В.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

при участии:

от заявителя: Орешкин А.Г. по дов. от 11.02.2010 N 109/ЮД, удост. N 0005; Муравьева В.А., по дов. 11.02.2010 N 110/ЮД, паспорт <...>; Комиссаров И.В. по дов. 21.06.2010 N 318/ЮД, паспорт <...>;

от ответчика: Заева Е.А. по дов. от 16.09.2009 АЦ/32272, удост. N 6308; Наволокова М.С. по дов. от 30.07.2009 ИА/25152, удост. N 1268;

от третьего лица; Блюменштайн В.
по дов. от 17.06.2010 N 147, паспорт Республики Германии <...>.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП “Почта России“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2010 по делу N А40-127243/09-130-621 судьи Кононовой И.А.

по заявлению ФГУП “Почта России“

к Федеральной антимонопольной службе

третье лицо: Компания “Янцен с.р.о.“

об оспаривании решения и предписания

установил:

ФГУП “Почта России“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 24.07.2009 г. по делу N 1 10/6-08 о нарушении ФГУП “Почта России“ пунктов 5, 8, части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Компания “Янцен с.р.о.“ (далее - Компания).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд мотивировал свои выводы тем, что оспариваемое решение и предписание соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить. В обоснование указывается, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению нормы международного права, так как действующим российским законодательством не урегулированы правоотношения между национальными операторами почтовой связи и операторами, официально не назначенными почтовыми администрациями.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным
в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Утверждал, что в действиях заявителя отсутствует вменяемое правонарушение, поскольку в соответствии с ст. ст. 2, 2 “бис“ Всемирной почтовой конвенции, утвержденной распоряжением Правительства России от 08.10.2007 N 1366-р, ФГУП “Почта России“ не вправе осуществлять сотрудничество в области услуг почтовой связи с третьим лицом, не относящемуся к числу операторов, официально назначенных странами - членами Всемирного почтового союза для эксплуатации почтовой службы и выполнения обязательств, вытекающих из применения актов этого союза на своей территории. Полагал, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы международного права. Указал, что в нарушение пп. 3 п. 4 ст. 45 ФЗ “О защите конкуренции“ судом первой инстанции не были исследованы и учтены в качестве доказательств заключение МИД России от 05.08.2008 N 10853/дп и мнение почтовой администрации России от 18.04.2008 N ВБ-П31-2904.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Утверждал, что оспариваемые решение и постановление законны и обоснованны, и не нарушают прав и законных интересов заявителя. Указал, что Письмо Международного бюро ВПС от 18.03.2008 N 4850(DOT.PNC)006 не возлагает официальных обязательств на страны-члены, почтовые администрации, либо назначенных операторов, в том числе на ФГУП “Почта России“ и не может являться основанием для нарушения такими операторами национального законодательства, в том числе антимонопольного. Полагает, что ФГУП “Почта России“ уклонилась от заключения с Компанией договора на услуги почтовой связи.

Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с
доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы. Поддержал правовую позицию ответчика.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФГУП “Почта России“ по договору об оказании услуг от 14.02.2005 г. N ПР/2.2/140-05 (далее - Договор обработки МПО) оказывала услуги почтовой связи Компании по приему, обработке, предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра посылок, направляемых Компанией в адреса физических лиц Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 2.7, 2.8 Договора обработки МПО, выдача посылок для дальнейшей доставки адресатам на территории Российской Федерации производится уполномоченному представителю Компании, обладающему лицензией на право оказания услуг почтовой связи. Также, по письменному указанию Компании, доставка посылок адресатам может осуществляться ФГУП “Почта России“.

Перевозку и доставку почтовых отправлений по территории Российской Федерации, принятых Компанией, осуществляет российский оператор почтовой связи ООО “Скифы“ (лицензия на право оказания услуг почтовой связи N 32781) по договору оказания услуг от 01.03.2007 г. N 23010307-01.

Таким образом, по Договору обработки МПО Компания получала только услугу ФГУП “Почта России“ по обработке МПО в ММПО, которая не является услугой международной почтовой связи по пересылке МПО, а является одним из этапов ее технологического процесса (письмом ФГУП “Почта России“ от 23.01.2006 г. N 5.2.3/922).

Согласно п. 2.1 Договора обработки МПО прием, обработка, предъявление таможенным органам для таможенного оформления и
досмотра посылок осуществляется в ММПО в г. Москве, в г. Новосибирске, в г. Самаре.

В соответствии с п. 3.3 Договора обработки МПО планируемый график поступления посылок согласовывается Компанией с ФГУП “Почта России“.

На 4 квартал 2007 года был согласован график прибытия автофургонов от Компании в понедельник, среду, четверг каждой недели по две машины в адрес ММПО в г. Самаре (письмо согласования от 17.09.2007 г.).

С 08.09.2007 г. ФГУП “Почта России прекратило прием и обработку МПО Компании, о чем Компания сообщила ФГУП “Почта России“ письмами от 11.09.2007 г., от 14.09.2007 г.

Письмом от 30.10.2007 г. N 2.2/2791-07 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании об ограничении с 30.10.2007 г. приема и обработки МПО до одного автотранспортного средства один раз в две недели.

Письмом от 03.12.2007 г. N 2.2/3258-07 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании о приеме МПО один раз в неделю, на период с 07.12.2007 г. до 21.12.2007 г.

На заседании комиссии ФАС России представитель фирмы Компании указал, что в ММПО в г. Москве обработка МПО Компании прекращена с середины 2007 года.

Письмами от 31.11.2007 г. N 2.2/3097-07, 30.11.2007 г. N 2.2/3231-07 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании об отказе автоматической пролонгации действующего Договора обработки МПО на 2008 год и уведомило, что планируется его пересмотр.

В декабре 2007 г. Компания направила ФГУП “Почта России“ проект договора с ФГУП “Почта России“ на оказание услуг почтовой связи (приему, обработке, доставке, выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра посылок, направляемых в адрес физических лиц Российской Федерации, по условиям которого Компания обязывалась передавать ФГУП “Почта России“ не менее 50% посылок для отправки адресатам.

Письмом от
07.05.2008 г. Компания направила ФГУП “Почта России“ оферту о заключении договора, предметом которого является оказание ФГУП “Почта России“ услуг по приему, обработке, выдаче и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра почтовых посылок, направляемых Компанией адреса физических лиц на территории Российской Федерации.

В ответ письмом от 23.05.2008 г. N 1.1.1-53/1802 ФГУП “Почта России“ сообщило Компании, что для заключения договора необходимо представить документ, подтверждающий статус Компании в качестве назначенного оператора.

Международное бюро ВПС письмом от 18.03.2008 г. N 4850(DOT.PNC)006 проинформировало ФГУП “Почта России“, что назначенными операторами стран - членов ВПС Республики Чехия и Республики Германия являются соответственно “Почта Чехии“ и “Дойче Пост АГ“.

При обращении в антимонопольный орган, Компания указала на неправомерность приостановления, прекращения оказания услуг обработки МПО Компании в ММПО в г. Москве и в г. Самаре, а также требование ФГУП “Почта России“ о включении в проект договора пункта, ограничивающего право Компании на выбор контрагентов по доставке всех МПО на территории Российской Федерации.

С целью полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела на основании ст. 24 Закона о защите конкуренции, ФАС России была проведена проверка соблюдения ФГУП “Почта России“ антимонопольного законодательства, в результате которой было установлено, что в декабре 2007 года, в феврале 2008 года превышение сроков обработки МПО таможенными органами привело к перегруженности зоны таможенного контроля в ММПО в г. Москве. При этом снижение обрабатываемых МПО Компании в ММПО в г. Москве было сокращено в период май - август, декабрь 2007 года и прекращено в период сентябрь - ноябрь 2007 года, феврале 2008 года.

Также установлено, что МПО, поступающие от назначенных операторов в течение
2007 года обрабатывались в полном объеме, в то время как количество обработанных в ММПО МПО (посылки) иностранных операторов, не являющихся назначенными, значительно снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

В связи с перегруженностью ММПО в г. Москве для обеспечения обработки всех входящих на территорию Российской Федерации почтовых отправлений часть МПО назначенного оператора Республики Германия по процедуре ВТТ с октября 2007 года направлялись на обработку в ММПО в г. Самаре. С сентября ФГУП “Почта России“ сократило график приема на обработку МПО Компании в ММПО в г. Самаре.

С учетом установленных фактов ФАС России пришла к выводу, что ФГУП “Почта России“ в ситуации перегруженности ММПО в г. Москве приняла все необходимые меры для обработки МПО назначенных операторов в полном объеме, и не приняла подобных мер в отношении операторов, не являющихся назначенными и получающими услугу обработки МПО на основании договоров по оказанию услуг почтовой связи (приему, обработке, доставке и выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра отправлений, в одностороннем порядке сократив объемы принимаемых МПО.

На основании данных выводов ФАС России в обжалуемом решении от 24.07.2008 признало ФГУП “Почта России“ нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем необоснованного требования для заключения договора на услуги почтовой связи (приему, обработке, доставке и выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра отправлений информации о том, что фирма Янцен является официально назначенным оператором в соответствии со статьей 2 “бис“ Всемирной почтовой конвенции, сокращения объемов принимаемых в местах международного почтового обмена Российской Федерации международных почтовых
отправлений фирмы Янцен в одностороннем порядке.

Обжалуемым предписанием от 24.07.2009 г. по делу N 1 10/6-08 ФАС России указало ФГУП “Почта России“ на необходимость прекратить упомянутое нарушение пунктов 5, 8, части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Указанные решение и предписания явились основаниями для обращения ФГУП “Почта России“ с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как следует из положений ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N
176-ФЗ “О почтовой связи“, отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом “О связи“, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Ввиду того, что действующим российским законодательством правоотношения между национальными операторами почтовой связи и операторами, официально неназначенным почтовыми администрациями, прямо не урегулированы, представляется, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы международного права.

Всемирной почтовой конвенцией (Конвенция), утвержденной распоряжением Правительства России от 08.10.2007 г. N 1366-р в ст. 2 установлено, что страны - члены Всемирного почтового союза (ВПС) должны сообщить в Международное бюро наименование и адрес оператора или операторов, официально назначаемых для эксплуатации почтовой службы и выполнения обязательств, вытекающих из применения Актов союза, на своей территории. Данное положение основано на том, что международный почтовый обмен может осуществляться только почтовыми операторами, официально назначенными почтовыми администрациями стран, поскольку участники Конвенции принимают на себя обязательства и ответственность за международные почтовые отправления.

Уставом Всемирного почтового союза, Всемирной почтовой конвенцией, а также иными Актами ВПС неназначенные операторы почтовой связи не наделены правом на использование бланков ВПС, поскольку они не обладают статусом, полномочиями и обязанностями участника данного Союза.

В соответствии со ст. 11 Устава Всемирного почтового союза, присоединение к ВПС определяет для страны-члена присоединение к Уставу ВПС и к обязательным Актам ВПС.

Согласно ст. 21 прим. 14 гл. 4 Устава ВПС, ст. 128 гл. 4 Общего Регламента
ВПС, страны - члены ВПС выплачивают членские взносы на покрытие расходов ВПС, в том числе связанных с эксплуатацией почтовой службы. Страну-члена в ВПС представляет почтовая администрация соответствующего государства. В Российской Федерации почтовой администрацией является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, которое уплачивает членские взносы в ВПС.

При этом страна-член согласно ст. 2 и ст. 2“бис“ Всемирной почтовой Конвенции назначает оператора для эксплуатации почтовой службы и выполнения обязательств, вытекающих из применения Актов ВПС на своей территории. Каждое государство в лице почтовой администрации несет ответственность за деятельность назначенных операторов, а также осуществляет финансирование системы эксплуатации международной почтовой службы.

Согласно ст. 10 Всемирной почтовой конвенции прием, обработку, перевозку и доставку МПО обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. Непосредственный обмен почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран международными почтовыми отправлениями (МПО) осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена (п. 4 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях).

Кроме того, ст. 28 Всемирной почтовой Конвенции установлено, что каждая администрация, получающая от другой администрации отправления письменной корреспонденции, имеет право взыскивать с отправляющей администрации расходы, произведенные в связи с полученной международной почтой. Реализация данного права возможна только в случае взаимодействия официально назначенных почтовыми администрациями стран - членов ВПС почтовых операторов.

В соответствии с п. 2 ст. 293 ТК РФ таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня.

Из смысла и содержания ст. 293 Таможенного кодекса РФ следует, что таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, сопровождаемых документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, имеет особенности по сравнению с таможенным оформлением иных товаров, в том числе почтовые отправления, являющиеся предметом договора между ФГУП “Почта России“ и Компанией об оказании услуг от 14.02.2005 г. N ПР/2.2/140-05.

К тому же, п. 13 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381 запрещено направлять в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита в пункты или места международного почтового обмена и хранить в зонах таможенного контроля, созданных на их территориях, товары, перемещаемые по таможенной территории Российской Федерации не в рамках международного почтового обмена.

Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, пп. “г“ п. 2 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 N 1381 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения указанного дела антимонопольным органом и вынесения решения по данному делу), под местом международного почтового обмена (ММПО) понимается объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций (а не частных компаний) международных почтовых отправлений (МПО), принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом, а также их отправку по назначению.

Таким образом, субъектами, которые осуществляют прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений (в том числе, и доставка таких отправлений в ММПО), являются почтовые администрации либо, в соответствии со ст. 2 Всемирной почтовой конвенции, назначенные почтовые операторы, которые вправе использовать бланки ВПС и пользоваться процедурой таможенного оформления, установленной для МПО.

Системное толкование приведенных правовых норм указывает на то, что неназначенным почтовым операторам, каковым является третье лицо по делу не предоставлено право на использование бланков ВПС и пользование процедурой таможенного оформления, установленной для МПО. Депеши (отправления) указанных операторов подлежат таможенному оформлению как коммерческие отправления.

Упомянутые правовые нормы не содержат оснований для расширительного толкования международных актов и распространения особого режима использования бланков ВПС на неназначенных операторов почтовой связи, поскольку объективно эти нормы направлены на защиту и соблюдение интересов государств - участников Всемирного почтового союза.

Из смысла и содержания приведенных норм следует, что международный почтовый обмен может осуществляться только почтовыми операторами, официально назначенными почтовыми администрациями стран, которые принимают на себя обязательства и ответственность за международные почтовые отправления (в том числе, за их утрату, хищение, повреждение, возврат и т.п.).

Вопреки выводам ФАС России и суда первой инстанции приведенные нормы согласуются с выводами экспертного заключения Минюста России (письмо от 05.06.2009 N 06/5806-АФ), согласно которому Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации, представляет и защищает интересы Российской Федерации при взаимодействии с почтовыми организациями других государств, в международных организациях. Для организации обмена МПО Минкомсвязи России как почтовая администрация Российской Федерации (Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418), определяет места международного почтового обмена на территории Российской Федерации и привлекает к работе по оказанию услуг международной почтовой связи операторов почтовой связи Российской Федерации.

Заключение заявителем по оферте Компании договора об оказании ФГУП “Почта России“ услуг по приему, обработке, выдаче и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра почтовых посылок, направляемых Компанией адреса физических лиц на территории Российской Федерации означало бы возможность влияния на публично-правовые полномочия заявителя, определенные национальным и международным законодательством, в том числе их фактического ограничения путем использования публично-правовых приоритетов в частных целях. Такое положение нарушило бы баланс публичных и частных интересов в сфере спорных правоотношений, что противоречит упомянутым правовым нормам международного и национального права.

Доводы упомянутого экспертного заключения Минюста об отсутствии прямых правовых запретов на предлагаемые Компанией договорные отношения несостоятельны, поскольку эти доводы являются формальными и приведены вне системного анализа упомянутых правовых норм, подлежащих применению. К тому же, указанные международные и национальные правовые нормы, имеют предписывающий характер, с достаточной определенностью регулируют спорные отношения и поэтому не требуют дублирования путем установления запретов, беспредметный вывод об отсутствии которых суд первой инстанции ошибочно положил в основу своего решения.

Из писем Международного бюро ВПС N 4850 (DOT.PNC) 006 от 18.03.2008, N 4660 DER (OTAR) от 04.11.2009 следует, что официально назначенным оператором от почтовой администрации Чешской Республики является Почта Чехии. Почтовый оператор - Почта Чехии является единственным оператором, уполномоченным оказывать международные почтовые услуги на основании Актов Союза. Более того, согласно вышеуказанному письму МБ ВПС, Компания (Фирма) Янцен не имеет права предоставлять какие бы то ни было международные почтовые услуги на основании Актов Союза, использовать документацию ВПС для своих операций, пользоваться таможенными процедурами или процедурами авиакомпаний, которые специально зарезервированы за почтой.

Данные письма Международного бюро ВПС согласуются с заключением МИД России (письмо от 05.08.2008 N 10853/дп), а также с письмом почтовой администрации России (письмо Федерального агентства связи от 18.04.2008 N ВБ-ПЗ1-2904), которые необоснованно не были учтены ФАС России при вынесении оспариваемых решения и предписания.

В соответствии со ст. 20 Устава ВПС, ст. 116 Общего регламента ВПС Международное бюро является центральным учреждением, функционирующим в месте пребывания ВПС, которое служит исполнительным органом, органом поддержки, связи, информации и консультации для почтовых администраций.

С учетом изложенного, разъяснения Международного бюро ВПС по нормативно-правовым вопросам деятельности ВПС, стран - членов ВПС, почтовых администраций являются правомерными, а доводы почтовых администраций Чехии и Германии - (в том числе изложенные в решении антимонопольного органа на стр. 17 - 18) относительно возможности применения альтернативными почтовыми операторами процедур и бланков, предусмотренных Актами ВПС являются несостоятельными.

В связи с изложенным о несостоятельности оспариваемых решения и требования ФАС России свидетельствует и позиция Верховного Суда РФ, выраженная в Определении от 22.05.2001 г. N КАС01-165 “Об отмене решения Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 г. и об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительным и не принадлежащим применению абзаца 24 пункта 2 “Правил оказания услуг почтовой связи“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 г. N 725.

В данном судебном акте Верховного Суда РФ, на который сослался в своем решении Арбитражный суд г. Москвы, указано, что определение мест международного почтового обмена как объектов федеральной почтовой связи не запрещает негосударственным операторам выполнять услуги по доставке почтовых отправлений для международного почтового обмена до пункта такого обмена на территории Российской Федерации и от пункта такого обмена до получателя в Российской Федерации.

Тем самым Верховный Суд РФ констатировал, что компетенция негосударственных операторов ограничена возможностью выполнять услуги по доставке почтовых отправлений для международного почтового обмена до пункта такого обмена.

Данная позиция соответствует вышеприведенным правовым нормам и, в частности, положениям ст. 2 “бис“ Всемирной почтовой конвенции о том, что международный почтовый обмен может осуществляться только почтовыми операторами, официально назначенными почтовыми администрациями стран, которые принимают на себя обязательства и ответственность за международные почтовые отправления.

Ввиду изложенного третье лицо по делу, как и иные неназначенные почтовые операторы, не могут являться участниками международного почтового обмена, не имеют право предоставлять какие бы то ни было международные почтовые услуги на основании Актов Союза, использовать документацию ВПС для своих операций, пользоваться таможенными процедурами или процедурами авиакомпаний, которые специально зарезервированы за почтой.

Таким образом, указанное в оспариваемых решении и предписании ФАС России требование ФГУП “Почта России“, как участника международного почтового обмена, для заключения договора на услуги почтовой связи (приему, обработке, доставке и выдаче) и предъявлению таможенным органам для таможенного оформления и досмотра отправлений информации о том, что фирма Янцен является официально назначенным оператором в соответствии со статьей 2 “бис“ Всемирной почтовой конвенции, а также сокращения объемов принимаемых в местах международного почтового обмена Российской Федерации международных почтовых отправлений фирмы Янцен в одностороннем порядке, не свидетельствует о нарушении ФГУП “Почта России“ пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительными оспариваемого решения и предписания ФАС России от 24.07.2009 по делу N 1 10/6-08 о нарушении ФГУП “Почта России“ пунктов 5, 8, части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Принимая во внимание исследованные доказательства и установленные по делу обстоятельства суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 270 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2010 по делу N А40-127243/09-130-621 отменить.

Признать недействительными решение и предписание ФАС России от 24.07.2009 по делу N 1 10/6-08 о нарушении ФГУП “Почта России“ пунктов 5, 8, части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи:

В.И.ПОПОВ

И.В.БЕКЕТОВА