Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 N 05АП-201/2010 по делу N А24-4435/2009 По делу о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении процедуры реорганизации ООО в форме присоединения к нему двух обществ.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2010 г. N 05АП-201/2010

Дело N А24-4435/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2010 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Е.Л. Сидорович

судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац

при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко

при участии:

стороны, третьи лица по делу не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому,

апелляционное производство N 05АП-201/2010,

на решение от 11 декабря 2009 года

судьи Е.В. Вертопраховой

по делу N А24-4435/2009 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению ООО “Арбат“

к ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому

третьи лица: ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“, ООО
“Виф-Марин“

о признании недействительной записи,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Арбат“ (далее - ООО “Арбат“, Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительной записи Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция, Налоговый орган, ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому) от 16.04.2009 N 2094101023971, внесенной в единый государственный реестр юридических лиц о том, что ООО “Арбат“ находится в процессе реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью “Арбат“ общества с ограниченной ответственностью “Виф-Марин“ и общества с ограниченной ответственностью “Рыбодобывающая компания “КамДакс“.

В качестве третьих лиц судом первой инстанции к участию в деле были привлечены ООО “Виф-Марин“ и ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“.

До судебного заседания в суде первой инстанции Заявитель изменил предмет требований и просил признать незаконным бездействие ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому, выразившееся в непринятии решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении процедуры реорганизации ООО “Арбат“ в форме присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ и общества с ограниченной ответственностью “Виф-Марин“ по заявлению Общества N 7 от 25.06.2009.

Решением от 11 декабря 2009 года суд удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным бездействие Налогового органа, выразившееся в совершении вышеуказанных действий, и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.

Не согласившись с вынесенным судом решение, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Налоговый орган указал, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридические лица, участвующие в реорганизации, приняли решение об отмене процедуры реорганизации.

Согласно жалобе, завершение процедуры реорганизации иным способом, чем указано
в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, не предусмотрено; кроме того, не предусмотрена форма уведомления либо заявления об отмене процедуры реорганизации.

Руководствуясь вышеуказанными доводами, Заявитель просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

От Инспекции в материалы дела также поступило ходатайство, в котором Налоговый орган просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя. Рассмотрев данное ходатайство, коллегия определила его удовлетворить.

От Заявителя, ООО “Виф-Марин“, ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ООО “Арбат“, ООО “Виф-Марин“ и ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“, ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому своих представителей в судебное заседание не направили. Принимая во внимание неявку указанных сторон, третьих лиц, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

09.04.2009 общими собраниями ООО “Арбат“, ООО “ВИФ Марин“ и решением N 3 единственного участника ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ было принято решение о реорганизации данных юридических лиц в форме присоединения к ООО “Арбат“. ООО “Арбат“ общим собранием от 09.04.2009 также утвердило договор N 01 о присоединении ООО “ВИФ Марин“ и ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ к ООО “Арбат“.

13.04.2009 ООО “Арбат“ представило в Инспекцию заявление - уведомление о начале процедуры реорганизации, входящий N 881.

16.04.2009 Инспекцией было принято решение N 881 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что ООО “Арбат“
находится в процессе реорганизации в форме присоединения. Внесена запись за государственным регистрационным номером 2094101023971.

01.05.2009 на общем собрании участников ООО “Арбат“ было принято решение о прекращении процедуры реорганизации ООО “Арбат“ в форме присоединения к нему ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ и ООО “ВИФ Марин“. Данное решение было оформлено дополнительным соглашением N 01 от 01.05.2009 к договору о присоединении.

Пунктом 1 дополнительного соглашения к договору N 01 от 01.05.2009 Общества расторгли договор о соглашении сторон с 01.05.2009. Дополнительное соглашение было утверждено общими собраниями участников.

03.07.2009 ООО “Арбат“ представило в Инспекцию заявление исх. N 7 от 25.06.2009 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизации юридического лица.

28.07.2009 Инспекцией в адрес ООО “Арбат“ было направлено письмо N 05-05/17603, в котором сообщалось о невозможности внесения данной записи в ЕГРЮЛ.

Не согласившись с бездействием Инспекции по непринятию решения по заявлению ООО “Арбат“ от 25.06.2009 исх. N 7, Общество обратилось с заявлением о признании незаконным данного бездействия Инспекции в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона N
129-ФЗ установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.

Статей 4 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно статьям 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.

Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.

Из изложенного выше следует, что единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей должны содержать достоверные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Порядок представления документов на государственную регистрацию установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью
при его пересылке и описью вложения. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом (п. 3).

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Федеральным законом.

Пунктом 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 18 указанного Федерального закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8
Федерального закона N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ. В соответствии с данной статьей отказ в государственной регистрации допускается в случаях: непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами, подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Из вышеизложенного следует, что по результатам рассмотрения представленного заявления о внесении в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) изменений в сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), налоговый орган обязан принять решение либо о государственной регистрации внесения изменений, либо об отказе в государственной регистрации внесения изменений.

Как следует из материалов дела, 03.07.2009 Налоговым органом было принято соответствующее заявление Общества, но решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации принято не было.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное бездействие ИФНС России по городу Петропавловску - Камчатскому, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО “Арбат“ от
25.06.2009 исх. N 7, не соответствует вышеуказанным нормам Федерального закона N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно вынес решение об удовлетворении требований Заявителя - признал незаконным бездействие ИФНС России по городу Петропавловску - Камчатскому, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО “Арбат“ от 25.06.2009 исх. N 7 и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Довод Налогового органа, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридические лица, участвующие в реорганизации, приняли решение об отмене процедуры реорганизации, коллегия отклоняет.

Как было указано выше, Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и не может содержать в себе недостоверную информацию. Следовательно, ЕГРЮЛ не может содержать информацию о том, что ООО “Арбат“ находится в процессе реорганизации путем присоединения к нему ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ и ООО “Виф Марин“ при том, что данные юридические лица приняли решение о прекращении процедуры реорганизации.

Отклоняется также довод Инспекции о том, что завершение процедуры реорганизации иным способом, чем указано в п. 5 ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ, не предусмотрено, и не предусмотрена форма уведомления либо заявления об отмене процедуры реорганизации.

Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц. Однако, данная норма, по мнению коллегии, не применима к настоящему делу - реорганизация
ООО “Арбат“ в принципе не может быть завершена, поскольку Общество, ООО “Рыбодобывающая компания “КамДакс“ и ООО “Виф Марин“ приняли решение о прекращении процедуры реорганизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11 декабря 2009 года по делу N А24-4435/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Е.Л.СИДОРОВИЧ

Судьи:

Г.А.СИМОНОВА

З.Д.БАЦ