Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2010 по делу N А79-1766/2010 Хранение ненадлежащим образом лекарственных препаратов, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, а также самостоятельное уничтожение лекарственных средств с истекшим сроком годности путем раздавливания и закапывания в мусор является грубым нарушением условий лицензирования фармацевтической деятельности и основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. по делу N А79-1766/2010

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В.

при участии представителей

от заинтересованного лица: Николаева В.В. (доверенность от 17.08.2010),

Иванова П.И. (>
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

общества с ограниченной ответственностью “Ива“

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.04.2010,

принятое судьей Михайловым А.Т., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010,

принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,

по делу N А79-1766/2010

по заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики

о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Ива“

к административной ответственности,

и

установил:

прокурор Ибресинского района Чувашской Республики (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд
Чувашской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Ива“ (далее - Общество, ООО “Ива“) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 12.04.2010 заявленное Прокурором требование удовлетворено.

Постановлением апелляционного суда от 23.06.2010 указанное решение оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела; в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения; проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

Прокурор не представил отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направил представителя в судебное заседание.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 28.10.2008 N ЛО-21-02-000193 сроком действия по 28.10.2013 на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с которой осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств.

Прокуратура Ибресинского района Чувашской Республики совместно с Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской Республике 19.02.2010 провела проверку соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в аптечном пункте, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, п.
Ибреси, ул. Маресьева, д. 31, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (далее - Закон N 86-ФЗ), Отраслевого стандарта “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения“ ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (далее - Отраслевой стандарт), Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002 N 382 (далее - Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств), приказа Минздравсоцразвития Чувашии от 07.08.2007 N 534 “Об уничтожении лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации“.

В частности, проверяющими установлено, что лекарственные препараты, требующие при хранении защиты от воздействия повышенной температуры, хранились ненадлежащим образом; лекарственные средства с истекшим сроком годности уничтожены самостоятельно путем раздавливания и закапывания в мусор; наличие на витрине в торговом зале и в холодильнике лекарственных препаратов, забракованных по письмам Росздравнадзора; неудовлетворительное санитарное состояние помещений и оборудования; шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах расположены вплотную к наружной стене, расстояние от нижней полки до пола менее 0,25 м.; санитарно-бытовые помещения (туалет и рукомойник) в помещении аптечного пункта не функционируют; на вывеске аптечного учреждения не указан юридический адрес.

Результаты проверки отражены в справке от 27.02.2010.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1
КоАП РФ, Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.02.2010 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Ива“ к административной ответственности.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, статьями 2, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ), статьями 31, 32 Закона N 86-ФЗ, пунктами 4, 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, пунктами 1.2, 2.5, 2.7, 3.1, 3.7, 3.8, 3.10, 3.16, 3.19, 3.20, 4.2, 9.1, 9.2 Отраслевого стандарта, пунктом 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377 (далее - Инструкция по организации хранения лекарственных средств), пунктами 6, 8, 10 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 07.08.2007 N 534 “Об уничтожении лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации“, Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, не выявил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, в связи с чем привлек ООО “Ива“ к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской
деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Понятие грубого нарушения устанавливает Правительство Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а“ - “д“ пункта 4 Положения.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, которые разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей“ и предусматривают обязанность продавца соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации его деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (пункты 1 и 5 Правил).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).

Согласно пунктам 3.1, 3.7 и 3.8 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям, а также должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию.

В силу пункта 3.10 Отраслевого стандарта помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных
организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.

В пункте 3.20 Отраслевого стандарта предусмотрено, что стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены следующим образом: расстояние до наружных стен не менее 0,6-0,7 м; расстояние до потолка не менее 0,5 м; расстояние от пола не менее 0,25 м; проходы между стеллажами не менее 0,75 м; на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

На основании статьи 31 Закона N 86-ФЗ запрещена продажа лекарственных средств, пришедших в негодность, и лекарственных средств с истекшим сроком годности.

В соответствии с пунктами 6 и 10 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Ответственность за уничтожение лекарственных средств несут субъекты обращения лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факты грубого нарушения Обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами “а“, “в“, “д“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, в аптечном пункте по адресу: Чувашская Республика, Ибресинский район, п. Ибреси, ул. Маресьева, д. 31, судами установлены и материалами дела подтверждены (за исключением отсутствия на вывеске аптечного учреждения юридического адреса).

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и привлекли Общество к административной ответственности.

Вывод судов соответствует обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и не противоречит им.

Доводы Общества о проведении проверки с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ не могут быть приняты во внимание, так как согласно части 3 статьи 1 названного Закона его нормы, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не распространяются на организацию и проведение проверок органами прокуратуры.

Иные доводы признаны судом округа несостоятельными.

Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.07.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А79-1766/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ива“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Т.В.ШУТИКОВА