Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2010 по делу N А43-40684/2009 Дело об обязании исполнить обязательства по договору аренды участка лесного фонда направлено на новое рассмотрение для оценки писем департамента лесного комплекса об обеспечении лесосечным фондом арендаторов и для проверки обоснованности неисполнения арендодателем обязательства по предоставлению арендатору лесосечного фонда в заявленном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2010 г. по делу N А43-40684/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шишкиной Е.Н.,

судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.

при участии представителей

от истца: Рубцова Б.В. (доверенность от 17.03.2010 N 7/03/2010),

Голубевой С.Л. (доверенность от 17.08.2010 N 10/08/2010)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -

общества с ограниченной ответственностью “Заветлужье“

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2010,

принятое судьей Чернышовым Д.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010,

принятое судьями Беляковым Е.Н., Вечкановым А.И., Ершовой О.А.,

по делу N А43-40684/2009

по иску общества с ограниченной ответственностью “Заветлужье“

к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области

об обязании исполнить обязательства по договору аренды участка лесного
фонда

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Заветлужье“ (далее - ООО “Заветлужье“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) об обязании исполнить обязательства по договору аренды участка лесного фонда от 27.03.2006 в виде предоставления лесосечного фонда в объеме 20,9 тысячи кубических метров за 2007 - 2008 годы.

Исковое требование основано на статьях 307, 309, 310, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что Общество полностью выполнило обязанность по уплате арендных платежей, однако ответчик не исполнил свои обязательства по предоставлению арендатору лесорубочных билетов, без которых последний не имел возможности осуществить лесопользование, предусмотренное договором аренды.

Решением от 29.01.2010 Арбитражного суда Нижегородской области, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2010 Первого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении искового требования отказано. Руководствуясь частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации), пунктами 2, 3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, и пунктами 13, 34, 43 Правил отпуска древесины на корню, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, суд посчитал, что, поскольку обязанность по предоставлению проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства арендатором не исполнена, обязательства по выдаче лесорубочных билетов у арендодателя не наступили.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение
и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Основные доводы заявителя сводятся к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации.

Проект освоения лесов является для арендатора главным документом, на основании которого он осуществляет свою деятельность. До получения проекта освоения лесов арендатор может использовать леса на основании лесоустроительной документации. Согласно письмам Департамента от 27.09.2007 N 01-09/2896 и Поволжского филиала государственной инвентаризации лесов “Поволжский леспроект“ ФГУП “Рослесинфорг“ от 12.11.2007 при отсутствии проекта организации рубок отпуск лесосечного фонда осуществляется по лесоустроительным ведомостям рубок главного пользования.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 217-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ имеет дату 24.07.2007, а не 04.07.2007.

Утверждение суда о возможности выдачи лесорубочных билетов по договору аренды не ранее 01.01.2008 противоречит пункту 8 статьи 1 и статье 2 Федерального закона от 04.07.2007 N 217-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (вступившему в законную силу 31.07.2007).

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, так как считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

Суд удовлетворил ходатайство Министерства о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 26.08.2010.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления
Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей Общества, окружной суд счел, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, на основании протокола лесного конкурса от 13.02.2006 Федеральное государственное учреждение “Пижемский лесхоз“ (арендодатель) и ООО “Заветлужье“ (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 27.03.2006, по условиям которого арендодатель передал в аренду, а арендатор принял участок лесного фонда Российской Федерации площадью 6959 гектаров, расположенный по адресу: Нижегородская область, Тоншаевский район, в Пижемском лесничестве кварталы: 102, 108, 117, 134, 135, 138, 141 - площадью 1611 гектаров, и в Верхне-Унженском лесничестве кварталы: 3, 4, 9 - 12, 16 - 19, 24, 25, 33, 40, 41, 45, 50, 60, 66, 67, 73, 74, 79, 85 - площадью 5564 гектара, для осуществления заготовки древесины от рубок главного пользования на срок 10 лет со дня государственной регистрации договора аренды в государственном учреждении юстиции Нижегородской области по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области 20.06.2006.

Согласно пункту 1.3 договора арендатор осуществляет лесопользование в следующих объемах: ежегодный размер рубок главного пользования установлен в ликвиде 11,3 тысячи кубических метров, в том числе по хвойному хозяйству 0,2 тысячи кубических метров.

В пункте 2.1 договора предусмотрено, что арендная плата взимается исходя из
установленного ежегодного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, предоставленного в аренду. Расчет размера арендной платы за 2006 год и последующие годы на весь срок аренды производится по форме, приведенной в приложении N 3 к договору.

Из пункта 2.2 договора следует, что арендодатель установил арендную плату за осуществление заготовки древесины от рубок главного пользования в 2006 году в размере 685 135 рублей.

Истец приобретает права арендатора по названному договору после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета, лесного билета (пункт 3.3 договора).

Во исполнение обязательств по указанному договору ООО “Заветлужье“ перечислило денежные средства, определенные в приложении N 3 к договору аренды.

В связи с принятием 04.12.2006 нового Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по выдаче лесорубочных билетов перешли к Департаменту лесного комплекса Нижегородской области.

На основании положений Федерального закона Российской Федерации от 24.06.2007 N 217-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договор аренды от 27.03.2006 приведен в соответствие с действующим законодательством.

Департамент лесного комплекса Нижегородской области (арендодатель) и ООО “Заветлужье“ (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 28.11.2008 N 178 на срок до 19.06.2016.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 22.08.2009.

Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что Министерство, как правопреемник Департамента лесного комплекса Нижегородской области, не исполнило обязательства по договору аренды от 27.03.2006, а именно не предоставило арендатору лесорубочных билетов, без которых он не имеет возможности осуществить лесопользование.

Отказывая в удовлетворении искового требования, суд пришел к выводу о неисполнении арендатором обязанности по предоставлению проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, в связи с чем посчитал,
что у арендодателя не наступили обязательства по выдаче лесорубочных билетов. Вместе с тем данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ) вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

Из представленного в материалы дела письма Департамента лесного комплекса Нижегородской области от 27.09.2007 N 01-09/2896 “Об обеспечении лесосечным фондом арендаторов“, обладавшего полномочиями по выдаче лесорубочных билетов, следует, что до утверждения проектов освоения лесов отпуск лесосечного фонда проводится по ранее и вновь заключенным договорам в соответствии с утвержденными планами рубок или проектами организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйстве на арендуемой территории. При отсутствии проекта организации рубок отпуск лесосечного фонда производится по лесоустроительным ведомостям рубок главного пользования.

Согласно письму от 12.11.2007 филиала “Поволжский леспроект“ ФГУП “Рослесинфорг“, разрабатывающего проект освоения лесов на арендуемый ООО “Заветлужье“ участок лесного фонда, с учетом проектируемых к выполнению таксационных работ на арендуемой территории Общество на первом этапе представляет ведомость рубки главного пользования на 2007 год.

Суды первой и апелляционной инстанций не применили пункт 1 статьи 14 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, не дали оценку упомянутым документам и потому пришли
к преждевременному выводу об отсутствии у арендодателя обязанности по предоставлению лесосечного фонда.

В пункте 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом положений пункта 1 статьи 14 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации дать оценку письмам Департамента лесного комплекса Нижегородской области от 27.09.2007 N 01-09/2896 и филиала “Поволжский леспроект“ ФГУП “Рослесинфорг“ от 12.11.2007, проверить обоснованность неисполнения арендодателем обязательства по предоставлению арендатору лесосечного фонда в заявленном объеме и вынести законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А43-40684/2009 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу
со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н.ШИШКИНА

Судьи

Е.Г.КИСЛИЦЫН

В.Ю.ПАВЛОВ