Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.08.2010 по делу N А43-23615/2009 Заявление о признании решения налогового органа недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, пеней и штрафов удовлетворено правомерно, поскольку транспортные услуги реально осуществлены, экономически обоснованны и документально подтверждены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2010 г. по делу N А43-23615/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2010 года.

В полном объеме постановление изготовлено 20 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Тютина Д.В.,

судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.

при участии представителя

от заявителя: Канарейкиной О.В., доверенность от 12.03.2010,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2009,

принятое судьей Верховодовым Е.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010,

принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

по делу N А43-23615/2009

по заявлению закрытого акционерного общества “СВС-Центр“

к Инспекции Федеральной налоговой службы
N 1 по Нижегородской области

о признании недействительным решения

и

установил:

закрытое акционерное общество “СВС-Центр“ (далее - ООО “СВС-Центр“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 05.05.2009 N 36.

Решением суда первой инстанции от 14.12.2009 заявленное Обществом требование удовлетворено: решение Инспекции признано недействительным в части доначисления 180 840 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и 4324 рублей 54 копеек штрафа, исчисленного по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); 145 303 рублей налога на добавленную стоимость (НДС), соответствующих сумм пеней и 8010 рублей штрафа, начисленного по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, а именно: статей 169, 171, 172, 252 НК РФ. По мнению Инспекции, документы, представленные ООО “СВС-Центр“ в обоснование применения вычетов по НДС и в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, не подтверждают производственный характер понесенных расходов, поскольку среди них отсутствуют товарно-транспортные накладные на перевозимый груз и акты приема-передачи услуг.

Подробно позиция налогового органа изложена в кассационной жалобе от 09.07.2010 N 04-98/004738; Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в ней,
и указали на законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций соответственно.

Законность оспариваемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установили суды, налоговый орган провел выездную налоговую проверку ООО “СВС-Центр“ за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, по итогам которой составил акт от 08.04.2009 N 22.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекция вынесла решение от 05.05.2009 N 36 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС в сумме 8 010 рублей и по налогу на прибыль в сумме 4 324 рублей 54 копеек.

Данным решением ООО “СВС-Центр“ предложено уплатить, в том числе, указанные суммы штрафов, а также 145 303 рубля НДС, 180 840 рублей налога на прибыль и соответствующие им суммы пеней, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ.

Решением от 10.07.2009 N 09-15/14801@ Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области удовлетворило апелляционную жалобу Общества о признании решения налогового органа недействительным в части изменения штрафных санкций по НДС с 25 602 рублей 19 копеек на 8 010 рублей. В остальной части решение Инспекции утверждено.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 169, 171, 172, 247, 252 НК РФ, статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, пунктами 1, 6, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об
оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 53), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно заявил вычеты по НДС и включил затраты в состав расходов по налогу на прибыль, поскольку транспортные услуги, оказанные ООО “СВС-Центр“ контрагентами, реально осуществлены, экономически обоснованны и документально подтверждены. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафных санкций.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь теми же нормами права и согласился с позицией суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

На основании статьи 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

В статье 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Расходами в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. В пунктах 5 и 6 данной статьи установлен порядок оформления счетов-фактур, предъявляемых к вычету или возмещению.

В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ N 53 разъяснено, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим
результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость и расходов по налогу на прибыль, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Как установили суды первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в проверяемый период ООО “СВС-Центр“ осуществляло хозяйственные операции с обществами с ограниченной ответственностью “СпайсСистем“, “Веста“, “Актеон“, “Регард“, “Клайд Проект“, “Дали Континент“, “Гранат“, “Баджет“ и “Аргус“. В целях получения товаров от данных контрагентов (поставщиков) Общество заключило договоры на оказание ими транспортных услуг.

Согласно пункту 1 данных договоров поставщики-экспедиторы обязуются за вознаграждение и за счет клиента-заказчика выполнить или организовать выполнение определенных договорами услуг, связанных с доставкой товаров.

В доказательство реальности осуществления хозяйственных операций с указанными поставщиками, понесенных расходов и правомерности вычета по НДС Общество представило счета-фактуры, накладные и доказательства оплаты услуг.

Суды установили, что доставка товара осуществлялась силами и средствами поставщика на склад покупателя; приобретенные товары Общество принимало на учет на основании товарных накладных, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к первичным учетным документам.

Доказательств доставки приобретенного товара силами самого Общества Инспекция не представила.

Полно, объективно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что налоговый орган не оспаривает тот факт, что доставка товара в адрес Общества, его оплата и оплата транспортных услуг, оприходование и дальнейшая реализация фактически осуществлены, суды пришли к обоснованному выводу, что
отсутствие товарно-транспортных накладных в совокупности с изложенным не может являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС и невключения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, оспариваемых транспортных расходов.

Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, так как основания для переоценки установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют.

Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как при подаче кассационной жалобы Инспекция не уплачивала государственную пошлину.

Статья 333.37 НК РФ предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу N А43-23615/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Д.В.ТЮТИН

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

И.Л.ЗАБУРДАЕВА