Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.07.2010 по делу N А43-41517/2009 Заявление о признании недействительным предписания управления Федеральной антимонопольной службы прекратить взимание платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов удовлетворено правомерно, так как оспариваемое предписание противоречит действующему антимонопольному законодательству и нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2010 г. по делу N А43-41517/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2010 года.

В полном объеме постановление изготовлено 08 июля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Тютина Д.В.,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Далуевой Е.С., доверенность от 05.03.2010, Коломенского И.Н., доверенность от 15.06.2010, Тихомирова В.П., доверенность от 15.06.2010, Царьковой Е.Б., доверенность от 15.06.2010,

от ответчика: Валитова М.А., доверенность от 12.01.2010 N 02/56, Григорян Т.Н., доверенность от 28.09.2009 N 02/7991 (участвовала в заседании 29.06.2010)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от
26.04.2010,

принятое судьями Смирновой И.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н.,

по делу N А43-41517/2009

по заявлению государственного учреждения Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление Уренского района“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

о признании недействительными решения и предписания от 22.10.2009 по делу N 720-ФАС52-ТР-15-02/08-09

и

установил:

государственное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление Уренского района“ (далее - ГУНО “ГВУУР“, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 22.10.2009, вынесенных по делу N 720-ФАС52-ТР-15-02/08-09.

В оспариваемом решении ГУНО “ГВУУР“ признано нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) в части создания хозяйствующим субъектам при осуществлении предпринимательской деятельности препятствий в сфере обращения подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции, что может привести к ограничению конкуренции, а также в части совмещения данным учреждением функций органа исполнительной власти в области ветеринарии с функциями хозяйствующего субъекта. Спорное предписание предлагает Учреждению в срок до 1 декабря 2009 года прекратить взимание платы за оформление и выдачу хозяйствующим субъектам ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы (свидетельств форм N 1, 2, 3 и справок формы N 4).

Суд первой инстанции решением от 30.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказал.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 решение Арбитражного суда Нижегородской области отменено, решение и предписание УФАС от 22.10.2009 по делу N 720-ФАС52-ТР-15-02/08-09 признаны недействительными.

Не согласившись с постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой
просит отменить его, оставить в силе решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2009. По мнению УФАС, отношения по выдаче ветеринарных сопроводительных документов являются административно-правовыми, оборот животноводческой продукции без сопроводительных документов не допускается, сами документы могут быть выданы только органами Государственной ветеринарной службы, в систему которой входит и ГУНО “ГВУУР“, вывод Первого арбитражного апелляционного суда о допустимости совмещения Учреждением функций органа исполнительной власти в области ветеринарии с функциями хозяйствующего субъекта является необоснованным. Подробно доводы антимонопольного органа изложены в кассационной жалобе от 25.05.2010 N 02/5359 и поддержаны его представителями в судебном заседании.

ГУНО “ГВУУР“ с кассационной жалобой не согласилось, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным. Учреждение полагает, что функции органа власти им не осуществляются, взимание платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов не может нарушать статью 15 Закона о защите конкуренции. Позиция ГУНО “ГВУУР“ по кассационной жалобе подробно изложена в отзыве от 12.06.2010 и поддержана его представителями в судебном заседании.

Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 01.07.2010.

Как следует из материалов дела и установили суды, открытое акционерное общество “Линдовская птицефабрика - племенной завод“ обратилось в УФАС с жалобой на действия Учреждения, выразившиеся в выдаче ветеринарных сопроводительных документов на платной основе.

На основании данного обращения Управление возбудило дело N 720-ФАС52-ТР-15-02/08-09 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган 22.10.2009 вынес оспариваемые решение и предписание.

ГУНО “ГВУУР“ не согласилось
с указанными ненормативными актами Управления и обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции руководствовался частями 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 “Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов“, Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, и отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что ГУНО “ГВУУР“ является хозяйствующим субъектом, одновременно совмещающим функции органа государственной власти; выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе необоснованно препятствует хозяйствующим субъектам, занятым в сфере производства и реализации подконтрольной Госветнадзору продукции, осуществлению предпринимательской деятельности, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Первый арбитражный апелляционный суд, при вынесении постановления от 26.04.2010 и отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2009 руководствовался этими же нормами права, а также Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 “О ветеринарии“ (далее - Закон о ветеринарии), Федеральным законом о 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 “Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг“, Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Минсельхозом России 20.01.1992 N 2-27-145. По мнению суда апелляционной инстанции, оказание услуг по выдаче на основании обращений юридических и физических лиц ветеринарных сопроводительных документов не относится к мероприятиям по ветеринарному контролю (надзору), осуществляемым должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а то
обстоятельство, что Учреждение является уполномоченной организацией на осуществление контрольно-надзорных функций в области ветеринарии, не лишает его права оказывать за плату ветеринарные услуги.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 3 Закона о ветеринарии предусмотрены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. При этом к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся решение вопросов в области ветеринарии, как прямо поименованных в данной статье, так и иных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Вопросы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на платной основе к исключительному ведению Российской Федерации не относятся.

В силу части 2 статьи 5 Закона о ветеринарии систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации представляют уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

На основании пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации:

Согласно части 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 01.02.2007 N 10-З “О ветеринарии в Нижегородской области“ Государственная ветеринарная служба Нижегородской области входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации и включает в себя уполномоченный в области ветеринарии орган исполнительной власти Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения ветеринарии.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 N 231 уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти Нижегородской области является Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

ГУНО “ГВУУР“ создано на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 18.11.2003 N 341 “О создании государственных учреждений ветеринарии Нижегородской области“.

Учреждение, согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 Устава, является государственным учреждением и входит в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Нижегородской области. Кроме того, ГУНО “ГВУУР“ является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422, предусматривают, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (пункт 1.2). Партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, должны сопровождаться: ветеринарными свидетельствами форм N N 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города) (пункт 1.3). Ветеринарные свидетельства форм N N 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (пункт 2.1).

В силу пункта 2.7 Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Минсельхозом Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145, в числе платных ветеринарных услуг, оказываемых продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности, указана выдача ветеринарных документов (ветсвидетельства, справки, паспорта и регистрационные
удостоверения).

Как установлено в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным, органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“ и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ “О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта“.

Таким образом, поскольку статья 3 Закона о ветеринарии не относит к исключительному ведению Российской Федерации в области ветеринарии вопросы выдачи ветеринарных сопроводительных документов на платной основе, данные вопросы могут быть Ф.И.О. субъекта Российской Федерации, без нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Факты выдачи на платной основе ветеринарных сопроводительных документов подтверждаются материалами дела. Размер платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов установлен в прейскуранте цен,
утвержденном начальником Учреждения по согласованию с председателем Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

Следовательно, Первый арбитражный апелляционный суд обоснованно пришел к выводам о законности взимания ГУНО “ГВУУР“ платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов, а также о том, что оспариваемые решение и предписание Управления противоречат действующему антимонопольному законодательству и нарушают права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А43-41517/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Д.В.ТЮТИН

Судьи

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

А.И.ЧИГРАКОВ