Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2010 по делу N А29-4727/2009 В удовлетворении заявления о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза по государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, отказано правомерно, так как нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, на котором основано данное требование, на момент принятия судом решения признан недействующим, следовательно, не подлежащим применению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2010 г. по делу N А29-4727/2009

(дата изготовления в полном объеме)

Резолютивная часть объявлена 19.04.2010.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В.

при участии представителя

от истца: Колесниковой М.В. (доверенность от 01.02.2010 N 11)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -

Дорожного агентства Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2009,

принятое судьей Понькиным С.И.,

по делу N А29-4727/2009

по иску Дорожного агентства Республики Коми

к обществу с ограниченной ответственностью “Агора“

о взыскании денежных средств

и

установил:

Дорожное агентство Республики Коми (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Агора“ (далее - ООО
“Агора“, Общество) о взыскании 20 757 рублей 58 копеек платы за провоз тяжеловесного груза по государственным автомобильным дорогам общего пользования.

Решением от 15.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Агентство не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статьи 9, 10, 13, 29, 71, 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 15, 124, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13, 26, 209, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статью 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 “О взимании платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования“, Инструкцию по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.05.1996, постановление Правительства Республики Коми от 03.08.2004 N 134 “О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми“, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2004 N 1-П, а также определение от 04.03.2004 N 73-О, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных
правовых актов“, заявитель считает, что Общество обязано уплатить плату за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Республики Коми, поскольку оно нарушило правила перевозки тяжеловесных грузов 21.06, 31.08.2007 и 25.03.2009 - в период, когда постановление Правительства Республики Коми от 03.08.2004 N 134 действовало в установленном порядке; суд неправомерно не применил названное постановление, поскольку решением Верховного Суда Республики Коми от 10.07.2009 Постановление N 134 и утвержденное им Положение о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, признаны противоречащими законодательству и недействующими лишь со дня вступления указанного решения в законную силу, а не с момента принятия названного постановления. Арбитражный суд Республики Коми, признав постановление Правительства Республики Коми от 03.08.2004 N 134 несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вышел за пределы своей компетенции, так как решение данного вопроса отнесено к компетенции Верховного Суда Республики Коми.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Общество не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе осуществления весового контроля на передвижном посту весового контроля на 9-м километре автодороги Обход г. Сыктывкара 21.06, 31.08.2007 и 25.03.2009 выявлены нарушения требований нормативных правовых актов, регулирующих перевозку тяжеловесного груза, автотранспортом КАМАЗ 532120 с прицепом МАЗ
(перевозчик ООО “Агора“), а именно: перевозка с превышением установленных предельных значений полной и (или) осевой массы транспортных средств и отсутствие специального разрешения на перевозку. Выявленные нарушения зафиксированы в актах контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 21.06.2007 N 1, от 31.08.2007 N 1 и от 25.03.2009 N 4, на основании которых произведен расчет суммы платы за провоз тяжеловесного груза, составившей 20 757 рублей 58 копеек.

Агентство письмом от 08.04.2009 N 3/1590 предложило Обществу уплатить указанную сумму.

В добровольном порядке плату за провоз тяжеловесного груза ООО “Агора“ не уплатило, поэтому Агентство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 209, пунктом 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, решением Верховного Суда Республики Коми от 10.07.2009 по делу N 3-35-2009, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что постановление Правительства Республики Коми от 03.08.2004 N 134 не подлежит применению, так как признано противоречащим федеральному законодательству.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого решения.

Исковые требования Агентства основаны на пунктах 4, 8, 11, 13, 14 Положения о порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 03.08.2004 N 134 (далее - Постановление N 134).

С 14.11.2007 отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог,
в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Со дня вступления в силу Федерального закона N 257-ФЗ и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (пункт 1 статьи 62 Федерального закона N 257-ФЗ).

Решением Верховного Суда Республики Коми от 10.07.2009 по делу N 3-35-2009 Постановление N 134 и утвержденное им Положение признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2009 N 3-ГО9-20 данное решение
оставлено без изменения.

Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Указанное в данной норме правило применяется и в случае, если нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, признается судом недействующим с определенного им момента (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2007 N 1629/07).

Агентство обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с ООО “Агора“ платы за провоз тяжеловесного груза по государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми, на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, который на момент принятия судом решения (15.12.2009) признан недействующим, следовательно, не подлежащим применению.

Таким образом, суд правомерно руководствовался положениями статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2009 по делу N А29-4727/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Дорожного агентства Республики Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Т.В.ШУТИКОВА