Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2010 по делу N А43-21137/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации внесенных в учредительные документы юридического лица изменений в части изменения адреса его места нахождения отказано правомерно, так как данные изменения зарегистрированы на основании пакета документов, представленных в соответствии с требованиями Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2010 г. по делу N А43-21137/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.

при участии представителя

от заявителя: Ненашевой Н.А. (доверенность от 28.12.2009 N 08-15/45330)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.09.2009,

принятое судьей Степановой С.Н.,

по делу N А43-21137/2009

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга

о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району Нижнего Новгорода

и

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга (далее - Инспекция по Орджоникидзевскому району, заявитель)
обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району Нижнего Новгорода (далее - Инспекция по Нижегородскому району, регистрирующий орган) от 09.02.2009 N 413 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью “ИнжСтройСервис“ (далее - ООО “ИнжСтройСервис“, Общество), и соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц N 2095260026596.

Решением суда от 07.09.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Инспекция по Орджоникидзевскому району не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“.

Ссылаясь на статьи 13, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, пункт 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N “О налоговых органах Российской Федерации“, заявитель жалобы считает, что решение Инспекции по Нижегородскому району о государственной регистрации основано на недостоверных сведениях, содержащихся в представленных документах и нарушает права неопределенного круга лиц.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Инспекция по Нижегородскому району, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направила, отзыв на кассационную жалобу не представила.

Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов
дела, руководитель ООО “ИнжСтройСервис“ Федосеева И.А. обратилась в Инспекцию по Нижегородскому району с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы - изменения адреса места нахождения Общества (620 135, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Стачек, 55-17) и изменения в составе участников Общества. Вместе с названным заявлением в регистрирующий орган были представлены: устав в новой редакции, решение участника Общества о внесении изменений в учредительные документы от 30.01.2009 N 4 и документ об уплате государственной пошлины от 28.01.2009.

Рассмотрев представленные документы, Инспекция по Нижегородскому району приняла решение от 09.02.2009 N 413 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; в Единый государственный реестр юридических лиц внесла запись N 2095260026596 о внесении изменений в учредительные документы Общества, связанных с переменой места нахождения и состава участников этого юридического лица.

Регистрационное дело ООО “ИнжСтройСервис“ направлено в Инспекцию по Орджоникидзевскому району.

Заявитель в период с 02 по 23.06.2009 провел проверку достоверности адреса места нахождения Общества, указанного в учредительных документах, и установил, что по данному адресу ООО “ИнжСтройСервис“ не находится.

Посчитав, что государственная регистрация ООО “ИнжСтройСервис“ осуществлена на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения Общества, Инспекция по Орджоникидзевскому району обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17, пунктами 1 и 4 статьи 18, подпунктами “а“ и “б“ статьи 23, пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 48, статьей
80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа ООО “ИнжСтройСервис“ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о
внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ).

В силу подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

В статье 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Арбитражный суд Нижегородской области установил и материалами дела подтверждается, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “ИнжСтройСервис“; для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Общество представило в регистрирующий орган все необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ. В заявлении ООО “ИнжСтройСервис“ подтверждалось, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.

Подлинность подписи Федосеевой И.А. на заявлении по форме N Р13001 засвидетельствована исполняющим обязанности нотариусом, то есть проверка полномочий заявителя была произведена и у регистрирующего органа не было оснований
сомневаться в его полномочиях. Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов законом на регистрирующий орган не возложена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, представленных ООО “ИнжСтройСервис“ по форме N Р13001, и отказал Инспекции по Орджоникидзевскому району в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.09.2009 по делу N А43-21137/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

Н.Ю.БАШЕВА

И.Л.ЗАБУРДАЕВА