Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2010 по делу N А38-1844/2009 Исковое требование о взыскании задолженности по договору электроснабжения удовлетворено правомерно, поскольку в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики ответчик обязан произвести оплату части потребленной электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. по делу N А38-1844/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Самуйлова С.В.,

судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М.

при участии представителей

от истца: Тимашова Д.А. по доверенности N 34 от 27.05.2009

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

муниципального унитарного предприятия “Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1“

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.09.2009

принятое судьей Петуховой А.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009,

принятое судьями Вечкановым А.И., Соловьевой М.В., Беляковым Е.Н.,

по делу N А38-1844/2009

по иску открытого акционерного общества “Роскоммунэнерго“ в лице филиала “Йошкар-Ола Энергосбыт“

к муниципальному унитарному предприятию “Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1“,

о взыскании 15 249 739 рублей 59
копеек,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл,

и

установил:

открытое акционерное общество “Роскоммунэнерго“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к муниципальному унитарному предприятию “Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1“ (далее - Предприятие) о взыскании 15 249 739 рублей 59 копеек задолженности за электрическую энергию, поданную в период с 12.09.2008 по 31.12.2008. Стоимость отпущенной электрической энергии (мощности) рассчитана на основании тарифов на электрическую энергию, установленных постановлением Региональной службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.12.2007 N 105 на четвертый квартал 2008 года для потребителей истца, и предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен.

Суд первой инстанции решением от 07.09.2009 удовлетворил исковые требования в полном объеме. При этом суд установил факт отпуска электрической энергии потребителю по регулируемым и нерегулируемым ценам в соответствии со сложившимися отношениями сторон по поставке электрической энергии (мощности); проверил правомерность расчета поставленной электроэнергии, в том числе с применением предельных уровней нерегулируемых цен. Решение суда основано на статьях 309, 422, 424, 486, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, статье 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ и пунктах 106 и 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.11.2009 оставил решение без изменения по тем же мотивам.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприятие обратилось в Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.09.2009 и постановление от 18.11.2009 и направить дело на новое рассмотрение.

Доводы заявителя сводятся к тому, что он не согласен с ценой, по которой истец рассчитал стоимость объема электроэнергии, оплачиваемой по свободным ценам. По мнению заявителя, основанному на части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, эта часть объема электроэнергии должна оплачиваться по свободной цене, то есть по той, что согласована сторонами в пункте 25 договора. Эта цена не превышает предельных уровней нерегулируемых цен и, следовательно, подлежит применению при расчетах сторон. Изменений в договор по поводу цены не вносилось.

Заявитель оспаривает выводы суда об обязанности ответчика оплачивать стоимость поставленной электрической энергии (мощности) по предельным уровням нерегулируемых цен, рассчитанных истцом в одностороннем порядке. Соглашение о применении в расчетах этих цен сторонами не подписывалось.

Заявитель также указывает, что суд апелляционной инстанции в нарушение статей 268 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправомерно оставил указанные доводы без внимания, не дал им соответствующей правовой оценки.

В отзыве Общество отклонило доводы кассационной жалобы, указав, что объем электроэнергии, подлежащей оплате по свободным ценам, и предельный уровень цен рассчитаны в соответствии с пунктами 106 и 109 Правил N 530.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва и пояснил, что в расчете задолженности применена свободная (нерегулируемая) цена. Цена определена на основании методики расчета предельных уровней цен, установленной в пунктах 108 - 111 Правил N 530. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются организацией, поставляющей электроэнергию. В расчете использованы исходные данные о средневзвешенной цене покупки, предоставленные ОАО “АТС“
(организация коммерческой инфраструктуры), и тарифы, установленные постановлениями РСТ Республики Марий Эл от 27.12.2007 N 105 и от 30.01.2008 N 8. Цены доведены до сведения покупателей путем опубликования в средствах массовой информации.

Заявитель и третье лицо в суд не явились. Третье лицо просило рассмотреть жалобу без его участия. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.09.2009 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по делу N А38-1844/2009 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество (гарантирующий поставщик) и Предприятие (потребитель) заключили договор купли-продажи (поставки) электрической энергии от 01.01.2007 N 3000, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался передать потребителю электрическую энергию через присоединенную сеть, а потребитель - оплатить принятую энергию.

Гарантирующий поставщик и потребитель при отпуске электрической энергии и ее потреблении, а также при взаимных расчетах обязуются руководствоваться настоящим договором, нормами гражданского законодательства Российской Федерации, Федеральным законом “Об электроэнергетике“, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, а также иными нормативно-техническими актами, регулирующими правоотношения в сфере энергоснабжения.

В пункте 22 договора стороны установили, что расчеты за отпущенную электроэнергию производятся потребителем ежемесячно по тарифам, установленным постановлением уполномоченного органа.

Во исполнение принятых обязательств истец отпускал ответчику в период с 12.09.2008 по 31.12.2008 электроэнергию, общая стоимость которой по расчетам истца составила 28 143 174 рубля 33 копейки. За поставленную электроэнергию ответчик заплатил 13 053 991 рубль 16 копеек.

Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии явилось основанием для обращения Общества в
арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования арбитражный суд, признал правомерными требования истца об оплате части поставленной электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам), а оставшейся части - по свободным (нерегулируемым) ценам. При расчете стоимости электроэнергии, поставленной по регулируемым ценам, Общество правомерно применило одноставочный тариф на электрическую энергию, установленный на четвертый квартал 2008 года для потребителей истца постановлением Региональной службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.12.2007 N 105 “Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, прочим потребителям Республики Марий Эл в 2008 году“.

Обоснованность этих выводов и расчет долей, подлежащих оплате по тем и другим ценам, заявитель кассационной жалобы не оспорил.

По мнению заявителя, объем, подлежащей оплате по свободным ценам, должен оплачиваться по 0,938 руб. за кВт/час, как установлено в пункте 25 договора.

Суд кассационной инстанции счел выводы обжалуемых судебных актов о применении при расчете стоимости поставленной электроэнергии свободной цены, рассчитанной истцом по установленной законодательством методике в рамках предельного уровня нерегулируемых цен правомерными, исходя из следующего.

В пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо
в установленном законом порядке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

В пункте 106 Правил N 530 определено, что на розничных рынках электрическая энергия поставляется потребителям по тарифам гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по тарифам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункт 109 Правил
N 530).

Механизм расчета нерегулируемых цен установлен Пунктами 109 - 111 Правил N 530, что в системном толковании со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ указывает на их императивный характер.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, оплата ответчиком стоимости поставленной истцом электроэнергии должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Правил N 530.

Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.

Указанные предельные уровни для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, размера платы за услуги, подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения.

Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электроэнергию (мощность) на оптовом рынке, средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию на оптовом рынке и средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на мощность на оптовом рынке рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и публикуются в течение четырех дней по
окончании соответствующего расчетного периода на официальном сайте организации коммерческой инфраструктуры в сети Интернет.

В целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность) для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии с учетом мощности на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная (пункт 109 Правил N 530, действующих в спорный период).

Из материалов дела следует, что средневзвешенная цена покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком у организации коммерческой инфраструктуры была определена и опубликована на официальном сайте в сети Интернет. Средневзвешенный одноставочный тариф приобретения электрической энергии для Общества на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на 2008 год установлен постановлением Региональной службы по тарифам Республики Марий Эл от 30.01.2008 N 8. Информация о нерегулируемых (свободных) ценах в спорный период публиковалась Обществом в печатном издании. Одноставочный тариф на электрическую энергию установлен на четвертый квартал 2008 года для потребителя постановлением Региональной службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.12.2007 N 105.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 29 договора, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали обоснованным применение при расчетах с ответчиком нерегулируемых (свободных) цен в рамках их предельного уровня. Предельный уровень рассчитан истцом в соответствии с методикой, установленной пунктом 109 Правил N 530
в спорный период. Исходные данные, использованные в расчете, ответчиком не оспорены. Цена, по которой рассчитана стоимость электроэнергии, не превышает предельного уровня нерегулируемых цен.

Материалы дела исследованы судами двух инстанций полностью, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы отвечают обстоятельствам дела и нормам права.

Договор энергоснабжения заключен сторонами в период действия правовых норм, установивших обязанность потребителя оплачивать часть электроэнергии по свободным ценам. Однако из текста договора следует, что стороны, устанавливая порядок оплаты, урегулировали только вопрос о плате по тарифам (пункт 22 договора). В пункте 25 договора стороны указали тариф, действующий в момент заключения договора. При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что сторонами в договоре согласована свободная цена, противоречит материалам дела.

В то же время пункт 29 договора обязывает ответчика оплатить стоимость электроэнергии по цене и согласно порядку определения цены, установленному в соответствии с положениями действующих на момент оплаты нормативно-правовых актов. Расчет свободной цены произведен истцом в соответствии с действовавшими в момент оплаты Правилами N 530.

Ссылка заявителя на то, что аналогичная ситуация по иному оценивалась при рассмотрении других дел, несостоятельна, поскольку в приведенном им примере договор энергоснабжения был заключен до вступления в силу Правил N 530.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения и постановления апелляционной инстанции, судом округа не выявлено.

Кассационная жалоба Предприятия не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1 000 рублей и относится на
заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.09.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по делу N А38-1844/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.В.САМУЙЛОВ

Судьи

Т.В.СИНЯКИНА

Н.М.ТЕРЕШИНА