Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2010 по делу N А28-10930/2009 Исковое требование о взыскании убытков, причиненных в результате предоставления услуг по перевозке общественным транспортом граждан льготной категории, правомерно удовлетворено за счет казны Российской Федерации, так как имело место недофинансирование спорных расходов со стороны федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. по делу N А28-10930/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Каширской Н.А.,

судей Ногтевой В.А., Синякиной Т.В.

при участии представителя

от истца: Бубновой О.Н. по доверенности от 31.12.2009

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2009,

принятое судьей Шубиной Н.М., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009,

принятое судьями Самуйловым С.В., Поляшовой Т.М., Великоредчаниным О.Б.,

по делу N А28-10930/2009

по иску общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания КТП“

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области

о взыскании
6 125 742 рублей

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания КТП“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области (далее - Минфин России) о взыскании 5 921 212 рублей убытков, возникших при перевозке льготных категорий граждан общественным транспортом за период с 01.01.2007 по 30.06.2008.

Признав доказанными факты наличия у истца убытков от предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в транспорте общего пользования и размер убытков, суд первой инстанции решением от 23.09.2009 (с учетом определения о разъяснении решения суда от 19.10.2009) удовлетворил заявленные требования в полном объеме за счет казны Российской Федерации, руководствуясь закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, федеральными законами о федеральном бюджете на 2007 и 2008 годы, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что расходы истца возникли в результате неисполнения обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных льгот по оплате транспортных услуг; выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Минфин России обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении иска в отношении льготников, относящихся к федеральному регистру.

Заявитель жалобы указывает на то,
что ни Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 122-ФЗ), ни другие нормативные акты федерального уровня не содержат норм, устанавливающих меры социальной защиты и социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате проезда в общественном транспорте, в том числе обязывающих субъекты Российской Федерации, муниципальные образования предоставить льготы при осуществлении пассажирских перевозок. Напротив, право предоставления таких льгот отнесено исключительно к компетенции субъектов Российской Федерации, которые сами должны финансировать соответствующие законы субъектов Российской Федерации и предоставлять субвенции муниципальным образованиям для возмещения расходов.

Тарифы на перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщениях, в том числе льготные, утверждены распоряжениями Службы по ценовому регулированию Кировской области от 18.11.2005 N 188 и от 05.09.2006 N 181.

При указанных обстоятельствах ответчик полагает, что суды неправомерно возложили спорные расходы на казну Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Законность судебных актов по делу N А28-10930/2009 Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество, являясь транспортной организацией, на основании договоров об оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом от 29.12.2006 N 01-991 и от 28.05.2008 N 06-368, заключенных с
администрацией города Кирова (заказчиком), осуществляло перевозку автобусами по городским маршрутам граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда.

Неполное возмещение Обществу расходов от предоставления льгот по проезду гражданам за период с 01.01.2007 по 30.06.2008 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Законом N 122-ФЗ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Распоряжением службы по ценовому регулированию Кировской области от 05.09.2006 N 181 и решением Службы по тарифам Кировской области от 21.12.2007 N 45/2 установлены тарифы на проезд пассажиров и провоз одного места багажа в городском автомобильном и электрифицированном транспорте на 2007 и 2008 годы, а также утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (в том числе 11 категорий, относящихся к федеральному регистру).

Согласно пункту “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона Российской Федерации “О государственной социальной помощи“ от
17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 и 29.12.2004) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

Федеральными законами от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“, от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ в составе раздела “Межбюджетные трансферты“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в суммах 4 250 735 200 рублей (2007 год) и 4 548 286 рублей 70 копеек (2008 год), предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 18 постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

В рассматриваемом случае объем переданных из федерального бюджета средств не покрыл расходы Общества по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, поэтому суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковое требование в сумме 5 921 212 рублей за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.

Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Довод Минфина России о том, что сумма иска основана на собственных односторонних расчетах истца, не может быть принят во внимание. Размер понесенных истцом расходов основан на следующих показателях: численность категорий граждан, отнесенных
к федеральному и областному регистрам, и иных категорий, обладающих правом на льготный проезд; тариф на проезд; количество провезенных льготных категорий граждан в спорный период.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 по делу N А28-10930/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А.КАШИРСКАЯ

Судьи

В.А.НОГТЕВА

Т.В.СИНЯКИНА