Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А63-18995/2009 По делу об отказе в проведении государственного кадастрового учета, обязании уполномоченного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО путем осуществления кадастрового учета земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды на основании постановления главы муниципального образования, аннулировать из Единого государственного реестра земель запись о земельном участке.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 г. по делу N А63-18995/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2010 г., полный текст постановления изготовлен 30 июля 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М..

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ в лице филиала открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ - “Ставропольэнерго“ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2010 по делу N А63-18995/2009 по заявлению открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ в лице филиала открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ - “Ставропольэнерго“ к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю, третьи лица - администрация муниципального образования с. Прасковея Буденовского района Ставропольского края, ФГОУ среднего профессионального образования “Прасковейский сельскохозяйственный техникум“, ФГУП “Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие“ о признании решения Территориального (межрайонного) отдела N 11 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе в проведении государственного кадастрового учета от 16.03.2009 N 1251 недействительным полностью; об обязании ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ путем осуществления кадастрового учета земельного участка принадлежащего заявителю на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и праве аренды на основании постановления главы муниципального образования с. Прасковея Буденовского района Ставропольского края от 31.03.2006 N 56; об обязании ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю аннулировать из Единого государственного реестра земель о земельном участке с кадастровым номером 26:20:050115:207; о взыскании с ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю в пользу открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей (судья Кузьмина М.Н.),

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ в лице филиала открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ - “Ставропольэнерго“ - Лахно И.И. доверенность N 26НПСК961608 от 05.05.2010, Джумандыкова З.В. доверенность N 26НПСК 961607 от 05.05.2010, Гаспарян А.А. доверенность N 26НПСК 961229 от 01.04.2010,

от ФГОУ среднего профессионального образования “Прасковейский сельскохозяйственный техникум“ - Сенькина В.В.,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Гаджаровой
Т.Ш. доверенность N 04/02524 от 16.04.2010,

от ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю - не явились, извещены (уведомление N 580125, 580118),

от администрации муниципального образования с. Прасковея Буденовского района Ставропольского края - не явились, извещены (уведомление N 580200),

от ФГУП “Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие“ - не явились, извещены (телеграмма от 22.07.2010),

установил:

Открытое акционерное общество “МРСК Северного Кавказа“ в лице филиала открытого акционерного общества “МРСК Северного Кавказа“ - “Ставропольэнерго“ (далее - общество) обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, третьи лица: администрация муниципального образования с. Прасковея Буденновского района Ставропольского края (далее - администрация); ФГОУ среднего профессионального образования “Прасковейский сельскохозяйственный техникум“ с. Прасковея (далее - техникум); ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю и ФГУП “Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие“ о признании решение Территориального (межрайонного) отдела N 11 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю об отказе в проведении государственного кадастрового учета от 03.03.2009 N 255 недействительным полностью; обязании Территориального (межрайонный) отдел N 11 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления кадастрового учета земельного участка принадлежащего заявителю на праве аренды на основании постановления главы муниципального образования с. Прасковея Буденновского района Ставропольского края от 31.03.2006 N 56; обязании Территориального (межрайонного) отдела N 11 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю аннулировать из единого государственного реестра земель запись о земельном участке с кадастровым номером 26:20:050115:207.

Определениями от 30.11.09 в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление), в качестве третьих
лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю, ФГУП “Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие“ (далее - Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие) и восстановлен срок на обжалование действий.

Определениями от 09.02.10, 20.05.2010 приняты уточненные требования.

Определением от 03.03.2010 в качестве соответчика привлечено ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ставропольскому краю (далее - ФГУ).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем избран неверный способ защиты, который не может привести к восстановлению его прав.

Не согласившись с принятым решением общество, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2010 по делу N А63-18995/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судом не выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, при принятии решения о приостановлении кадастрового учета не установлены причины наложения границ смежных земельных участков, не проверен факт согласования правообладателем границ своего земельного участка и границ смежного земельного участка, заинтересованным лицом, не обеспечено устранение пересечения границ земельного участка.

От техникума и ФГУ и администрации поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании представители общества апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель техникума просил оставить решение суда первой инстанции в силе, по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель управления, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.

От комитета поступило ходатайство о
рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.

ФГУ, Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие и администрация, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, на основании 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствии.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2010 по делу N А63-18995/2009 является законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, Постановлением Главы муниципального образования Бургун-Маджарского сельсовета Левокумского района Ставропольского края от 31.03.2006 N 56 обществу был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 15401, 3 кв. м расположенный по адресу Ставропольский край, Буденновский район, с.Прасковея, в том числе участок площадью 34 кв. м. На указанном участке находится принадлежащее обществу на праве собственности недвижимое имущество - ЗТП 11/144 10/04 кВ (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серия 26 АГ N 019171).

31.03.2008 общество реорганизовано путем присоединения к “ОАО МРСК Северного Кавказа“. Право собственности ОАО “МРСК Северного Кавказа“ зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.07.2008, о чем сделана запись о регистрации N 26-26-06/012/2008-218, (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 02.07.2008 серия 26-АЕ N 431115).

В целях формирования земельного участка принадлежащего юридическому лицу и его постановкой на государственный кадастровый учет, руководствуясь положениями статьи 36 Закона, общество заключило с “Северо-Кавказским аэрогеодезическим предприятием“ договор подряда от 17.03.2008 N 08.Г031/220 на выполнение
землеустроительных работ и постановкой на кадастровый учет.

Общество обратилось в Территориальный (межрайонный) отдел N 11 управления (далее - Территориальный отдел N 11) с заявлением от 28.11.2008 N 20-03/08-1236 о постановке на государственный кадастровый учет.

При постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, Территориальным отделом N 11 было выявлено наложение на другой земельный участок 26:20:050115:207. Решением Территориального отдела N 11 от 15.12.2008 N 2466 проведение кадастрового учета земельного участка площадью 34 кв. м, на основании п. 2 ч. 2 статьи 26 Федерального закона “О государственной кадастре недвижимости“ от 24.07.2007 N 221-ФЗ было приостановлено.

В последующем, решением Территориального отдела N 11 от 16.03.2009 N 1251 на основании п. 2 ч. 6 статьи 27 Закона от 24.07.2007 заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и не устранения обстоятельства, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении.

27.08.2009 за N 01/1680 ОАО общество обратилось с запросом о предоставлении информации по поводу принадлежности земельного участка к Главе администрации села Прасковея. От администрации был получен ответ, что распоряжением N 8 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю земельный участок 26:20:050115:2007 предоставлен техникуму в постоянное (бессрочное) пользование.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением

Согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации“ основанием для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридического лица. Те же правила применяются и при рассмотрении споров о признании незаконными действий государственных органов.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N
2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии“ с 01.03.2009 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии были упразднены. Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Это подтверждается положениями п. п. 1, 3 и 4 данного Указа Президента Российской Федерации.

Согласно п. 5 данного Указа Президента Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

На основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2009 N 21 с 01.06.09 ФГУ наделена полномочиями органа кадастрового учета.

Согласно ст. 22 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами статьи.

В решение о приостановлении должна быть указана причина приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2
статьи 26. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана, обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин, сообщение о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.

При постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, Территориальным отделом N 11 было выявлено наложение земельного участка заявителя на земельный участок 26:20:050115:207. Решением Территориального отдела N 11 от 15.12.2008 N 2466 проведение кадастрового учета земельного участка площадью 34 кв. м, на основании п. 2 ч. 2 статьи 26 Федерального закона “О государственной кадастре недвижимости“ от 24.07.2007 N 221-ФЗ было приостановлено.

Решением Территориального отдела N 11 от 16.03.2009 N 1251 на основании п. 2 ч. 6 статьи 27 Закона от 24.07.2007 заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

Действия Территориального отдела N 11 являются законными и обоснованными, поскольку материалами дела подтверждается наложение участка заявителя
на участок 26:20:050115:207, принадлежащий техникуму.

Земельный участок с кадастровым номером 26:20:050115:0207 площадью 105002 кв. м является федеральной собственностью (свидетельство 26АБ 219673).

Основании Постановления “О закреплении земельных участков за предприятиями, расположенными в черте села Прасковея“ N 16 от 15.07.1992 техникум получил свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком (свидетельство от 20.07.1992).

Распоряжением от 28.01.2008 N 8 территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Ставропольскому краю техникуму представлен земельный участок с кадастровым номером 26:20:050115:0207 площадью 105002 кв. в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права N 26-АЕ 431688 от 15.07.2008). Процедура размежевания границ и определения точной площади земельного участка прошла в 2007 году.

На данном земельном участке находится недвижимое имущество техникуму. Через учебный поселок проходят линии электропередач филиала общества, на территории учебного поселка находятся 3 (три) трансформаторные подстанции, из них 1 (одна) закрытого типа, 2 (две) открытого типа.

Материалами дела не подтверждается принадлежность данного земельного участка заявителю.

Договор аренды от 01.04.2006 N 20, не может служить основанием для удовлетворения требований. Срок действия данного договора истек, из его содержания невозможно установить, передавался ли участок под трансформаторной подстанцией - ЗТП 11/144 10/04 кВ, не указана площадь земельного участка под указанным недвижимым имуществом. Также идентификационные данные не указаны и в постановлении от 31.03.2006.

Кроме того, площадь сооружения не определена в свидетельстве от 16.08.2002 о государственной регистрации права N 26-АГ 019171, в свидетельстве от 02.07.2008 26-АЕ 431115 указана протяженность (длина) 9,5 м.

Права заявителя нарушены в связи с невозможностью оформления земельного участка под недвижимым имуществом.

Однако, решение Территориального (межрайонного) отдела N 11 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю об отказе в проведении государственного кадастрового учета от 16.03.2009 г. N 1251 соответствует закону.

На основании изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что обществом выбран неверный способ защиты, который не может привести к восстановлению его прав.

В отдельных случаях, способы защиты гражданских прав предопределены правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение, либо его характером. Выбор способа защиты и соответственно формулирование предмета иска (требований) непосредственно зависят от тех фактических обстоятельств, которые составляют основание иска. Несоответствие предмета и оснований влечет отказ в удовлетворении исковых требований, так как суд не исследует юридических отношений между сторонами и не доискивается действительного основания требований истца, а только проверяет наличность того основания, которое приведено истцом. Усмотрев несовпадение действительного основания иска с тем, которое выставлено истцом, суд убеждается в неправильности заявления истца.

Между обществом и техникумом имеется спор о праве на земельный участок. Документы о предоставлении земельного участка техникуму обществом не оспорены, распоряжение от 28.01.2008, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком недействительными не признано. Действия по постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 26:20:050115:0207 площадью 105002 кв. также не признаны незаконными.

На основании изложенного апелляционная жалобу не подлежит удовлетворения, доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2010 по делу N А63-18995/2009.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2010 по делу N А63-18995/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судьи

С.И.ДЖАМБУЛАТОВ

З.М.СУЛЕЙМАНОВ