Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 06.12.2010 N ВАС-16214/10 по делу N А51-2225/2010 В передаче дела по заявлению в части обязания органа Федерального казначейства принять к исполнению постановление для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд кассационной инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что постановление органа Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа является исполнительным документом и было принято до внесения изменений в законодательство, касающихся внесудебного порядка.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 декабря 2010 г. N ВАС-16214/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Муриной О.Л., Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ул. Ленинская, д. 8, п. Ольга, Приморский край, 692460) от 20.10.2010 N 03-12/1021 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 27.04.2010 по делу N А51-2225/2010, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.08.2010 по тому же
делу, принятых по заявлению государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (ул. Ленинская, д. 8, п. Ольга, Приморский край, 692460) к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению исполнительный документ.

Другие лица, участвующие в деле: муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад п. Ракушка Ольгинского района“ (ул. Школьная, д. 19, п. Ракушка, Приморский край, 692452).

Суд

установил:

государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившихся в отказе принять к исполнению постановление от 10.09.2009 N 94 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад п. Ракушка Ольгинского района“, и обязании отделения федерального казначейства принять к исполнению указанный исполнительный документ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад п. Ракушка Ольгинского района“.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.04.2010 заявление удовлетворено частично. Действия отделения федерального казначейства, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановление от 10.09.2009 N 94 признаны незаконными. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 12.08.2010 судебные акты отменил в части отказа в удовлетворении заявления об обязании отделения федерального казначейства принять к исполнению постановление от 10.09.2009 N 94 и в указанной части заявление
удовлетворил. В остальной части судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отделение федерального казначейства просит пересмотреть принятые по делу судебные акты в порядке надзора, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Основания пересмотра судебных актов в порядке надзора установлены частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, коллегия судей таких оснований не усматривает.

При принятии судебных актов суды исходили из того, что постановление органа пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа является исполнительным документом; что детский сад (в отношении которого вынесено это постановление) является бюджетным учреждением, имеет лицевой счет в отделении федерального казначейства и не имеет других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях; что установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.

Также суды сделали вывод о том, что названный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности, и что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

При этом суды руководствовались статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“, положениями Федерального закона
от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, положениями статей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“.

Удовлетворяя заявление органа пенсионного фонда в части обязания принять к исполнению постановление о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, суд кассационной инстанции исходил из того, что Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ вступил в силу с 01.01.2010 и спорные правоотношения, права и обязанности по которым возникли до дня вступления закона в силу, не регулирует (в соответствии со статьей 62 Федерального закона N 212-ФЗ).

Доводы, изложенные в заявлении, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (на который ссылается отделение федерального казначейства) вступил в силу с 01.01.2010 и спорные правоотношения не регулирует, поскольку в настоящем деле орган пенсионного фонда принял постановление о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов до 31.12.2009.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А51-2225/2010 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27.04.2010, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 и постановления
Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.08.2010 отказать.

Председательствующий судья

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья

О.Л.МУРИНА

Судья

А.А.ПОПОВЧЕНКО