Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 03.12.2010 N ВАС-15448/10 Дело об оспаривании приказа ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к передано для рассмотрения по подсудности в арбитражный суд, так как приказ не соответствует существенным признакам нормативного правового акта, поскольку не содержит правовых норм, обязательных для круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, а дело об оспаривании ненормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в силу ч. 2 ст. 34 АПК РФ не относится к подсудности ВАС РФ в качестве суда первой инстанции.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 декабря 2010 г. N ВАС-15448/10

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА НА РАССМОТРЕНИЕ

ДРУГОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

Резолютивная часть определения объявлена 01.12.2010.

Полный текст определения изготовлен 03.12.2010.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей. Шилохвоста О.Ю., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества “Щекиноазот“ от 25.10.2010 N 4372 о признании приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 23.04.2010 N 140-к “Об отмене Постановлений Департамента Тульской области по тарифам от 23.12.2009 N 48/4 “О корректировке необходимой валовой выручки филиала “Тулаэнерго“ ОАО “МРСК Центра и Приволжья“ на 2010 год“ и N 48/5 “О единых
(котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области“ не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Жаворонкина Т.Ю.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: Цыганов В.А. по доверенности от 11.01.2010;

ФСТ России - Бальжиров Б.В. по доверенности от 02.02.2010 N 2/13, Мецаев Б.К. по доверенности от 18.08.2010, Степаненко И.Г. по доверенности от 13.11.2010 N 9/13,

Суд

установил:

открытое акционерное общество “Щекиноазот“ обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приказа ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к “Об отмене Постановлений Департамента Тульской области по тарифам от 23.12.2009 N 48/4 “О корректировке необходимой валовой выручки филиала “Тулаэнерго“ ОАО “МРСК Центра и Приволжья“ на 2010 год“ и N 48/5 “О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области“ (далее - приказ N 140-к) не соответствующим имеющим большую юридическую силу, Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“, Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“, постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации“, постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 “Об утверждении Правил
отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию“, и недействующим

В процессе судебного разбирательства возник вопрос о подсудности данного дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, при рассмотрении которого суд исходил из следующего.

Категории дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, определены в части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относятся:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно
пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Оспариваемый заявителем приказ N 140-к не соответствует названным существенным признакам нормативного правового акта, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Следовательно, приказ N 140-к относится к ненормативным правовым актам.

Таким образом, дело об оспаривании ненормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в силу части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.

По вопросу подсудности настоящего дела подлежат применению часть 1 статьи 34, статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дело об оспаривании ненормативного правового акта федерального органа исполнительной власти должно рассматриваться арбитражным судом субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Суд определяет, что таким судом в данном случае является Арбитражный суд города Москвы.

Выяснив, что дело не подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным судом Российской Федерации, руководствуясь пунктом 3 части 2
статьи 39, статьями 184, 185, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

передать дело N ВАС-15448/10 по заявлению открытого акционерного общества “Щекиноазот“ от 25.10.2010 N 19-01-13/1009 об оспаривании приказа ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к “Об отмене Постановлений Департамента Тульской области по тарифам от 23.12.2009 N 48/4 “О корректировке необходимой валовой выручки филиала “Тулаэнерго“ ОАО “МРСК Центра и Приволжья“ на 2010 год“ и N 48/5 “О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области“ для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

О.Ю.ШИЛОХВОСТ

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА