Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А22-337/2010 По делу о привлечении к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2010 г. по делу N А22-337/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 г., полный текст постановления изготовлен 21 июня 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мельникова И.М.

судей Баканова А.П., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Симоненко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бюрбеева А.М. на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.04.2010 по делу N А22-337/2010

по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области и Республике Калмыкия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, о чем в деле имеются уведомления (52137, 52136, 52139, 52138),

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Астраханской области и Республике Калмыкия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 14.04.2010 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения. Нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административным органом требований. Предприниматель указывает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным органом, в связи с чем, не может служить доказательством по делу об административном правонарушении.

Административный орган отзыва на апелляционную жалобу не представил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.04.2010 по делу N А22-337/2010 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что Бюрбеев А.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Элисте Республики Калмыкия от 14.03.2006 за основным государственным регистрационным номером записи N 306081407300024, свидетельство серии 08 N 000292319.

На основании распоряжения административного органа N 118-р-РК от 04.03.2010 в 10-00 час. 15.03.2010 проведена плановая документарная проверка предпринимателя Бюрбеева А.М., по результатам которой составлен акт проверки от 15.03.2010. В акте проверки отражено установлено, что предприниматель Бюрбеев А.М. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на АТС ГАЗ-322132 государственный номер АВ 526 08 по коммерческому маршруту N 21 г. Элисты с грубыми нарушениями условия лицензирования, а именно: отсутствует табель учета рабочего времени водительского состава; отсутствует стажировочный лист на водителя Бадмаева Ю.В.; отсутствует справка о прохождении ежегодных занятий по БДД (20-ти часовая) на водителя Бадмаева Ю.В.; не проводится ежемесячная сверка по ДТП и ПДД; не представлены инструктажи с водительским составом; отсутствует медицинская справка на водителя Бадмаева Ю.В.; не организовано проведение предрейсового медосмотра водителей и предрейсового техосмотра транспортного средства; отсутствует акт обследования маршрута.

15.03.2010 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 000255.

Для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ материалы административного дела переданы в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных
видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 1 ст. 17 указанного Закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

Как видно из материалов дела, предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, согласно лицензии N АСС-008-14513 от 06.04.2006 со сроком действия с 29.03.2006 по 28.03.2011, серия ЖА N 008238, выданной приказом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Калмыкия от 04.04.2006 N 304/лиц.

По условиям осуществления деятельности владелец лицензии обязан выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом и др.

В соответствии с п. 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ N 2 от 08.01.1997 владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами. Порядок заполнения путевых листов утвержден приказом Минтранса РФ N 152 от 18.09.2008 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“. Из материалов дела видно, что путевые листы отсутствовали, что также подтверждается ответчиком в протоколе проверки от 15.03.2010.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Обязанность по соблюдению установленных режимов труда и отдыха водителей предусмотрена в пункте
2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранспорта России от 30.03.1994 N 15, а также в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.

Согласно протоколу об административном правонарушении отсутствует организация проведения с водителем Бадмаевым Ю.В. стажировки. Требование по обязательному прохождению стажировки на маршруте до начала перевозок пассажиров содержится в п. 2.2 Приказа Минтранса РФ N 2 от 08.01.1997, в п. 2.3.2 Приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994. Осуществление перевозки пассажиров по маршруту в отсутствие стажировки на данном маршруте лицензиатом является нарушением требований п. 3.2.1, п. 3.2.2 Приказа Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995.

Подпунктом “б“ п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионным условием при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В пункте 5 указанного Положения определено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий является нарушение, использование транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра, является грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензиатом лицензируемого вида деятельности. Поскольку деятельность лицензиата по
перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источника повышенной опасности, то при ее осуществлении субъект перевозочной деятельности обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

В ходе проведенной административным органом проверки выявлено, что предпринимателем не выполняются установленные требования. Факты административного правонарушения зафиксированы в акте проверки и протоколе об административном правонарушении от 15.03.2010, которые подтверждены материалами дела.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

При вынесении решения судом, согласно ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, учитываются

обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Предпринимателю назначено минимальное наказание в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.

Нарушений порядка и оснований составления протокола административного правонарушения судом не установлено.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным органом как противоречащий части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов
(в спорных правоотношениях федеральным органом исполнительной власти являются Министерство транспорта Российской Федерации, его структурные подразделения и территориальные органы), а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии, в пределах компетенции соответствующего органа.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.04.2010 по делу N А22-337/2010.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.04.2010 по делу N А22-337/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

И.М.МЕЛЬНИКОВ

Судьи

А.П.БАКАНОВ

И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ