Решения и определения судов

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.10.2010 N 19-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 4 и статьи 11 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края “О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания“ и абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“ в связи с жалобой гражданина И.Б. Вольфсона“ Часть 2

етендовать на осуществление своей деятельности на постоянной профессиональной основе, и не допускать произвольных предпочтений по отношению к кому-либо из депутатов, изъявивших желание реализовать предоставленное пунктом 2 статьи 69 Устава (Основного Закона) Алтайского края и пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края “О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания“ право осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Что касается полномочия утверждать решения постоянных комитетов о численности лиц, работающих в этих комитетах на постоянной профессиональной основе, в соответствии с общей суммой расходов на содержание Алтайского краевого Законодательного Собрания, предусмотренной краевым бюджетом на текущий год, то оно предполагает принятие Алтайским краевым Законодательным Собранием соответствующего постановления
по итогам рассмотрения в установленном порядке заявлений всех депутатов, выразивших желание работать на постоянной профессиональной основе, и имеет своим предназначением окончательное распределение выделяемых на оплату деятельности депутатов на профессиональной основе бюджетных ассигнований между постоянными комитетами. Из закрепляющего данное полномочие абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“ не следует, что вопрос о числе депутатов, осуществляющих свою деятельность на постоянной профессиональной основе, может быть поставлен в зависимость от закона о краевом бюджете на очередной год, поскольку иное - по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 года N 8-П, - означало бы, что механизм реализации депутатами соответствующего права не опирается на стабильную правовую основу, без которой невозможно верховенство права, включающее в качестве обязательного элемента правовую определенность.

4. Таким образом, положения абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“ - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного правового регулирования - не предполагают принятия Алтайским краевым Законодательным Собранием произвольных решений по вопросу об осуществлении депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, не исключают учета мнения фракций, депутатских объединений и отдельных депутатов и не означают наличия у постоянных комитетов полномочий по окончательному определению персонального состава соответствующей части депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Придание данным законоположениям иного смысла не обеспечивало бы надлежащие гарантии реализации депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания права на занятие депутатской деятельностью на постоянной профессиональной основе, допуская при решении вопроса об осуществлении депутатских полномочий на указанных условиях отступление от закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов демократического
правового государства, политического плюрализма, многопартийности и равенства перед законом (статья 1, часть 1; статья 13, части 3 и 4; статья 19, часть 1).

Признание положений абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“ не противоречащими Конституции Российской Федерации в конституционно-правовом истолковании, содержащемся в настоящем Постановлении, не освобождает законодателя Алтайского края от необходимости совершенствования правового регулирования порядка реализации депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания права на занятие депутатской деятельностью на постоянной профессиональной основе, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 4 июня 2010 года N 118-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности“.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 43, 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

Постановил:

1. Признать положения абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“ не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного правового регулирования данные законоположения, закрепляя порядок реализации депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания, сформированного по мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, права на осуществление депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, не предполагают принятия Алтайским краевым Законодательным Собранием произвольных решений по вопросу об осуществлении депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, не исключают учета мнения фракций, депутатских
объединений и отдельных депутатов и не означают наличия у постоянных комитетов полномочий по окончательному определению персонального состава соответствующей части депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания.

2. Конституционно-правовой смысл положений абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

3. Правоприменительные решения, принятые в отношении гражданина И.Б. Вольфсона на основании положений абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края “Об Алтайском краевом Законодательном Собрании“ в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном законом порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пункта 8 статьи 4 и статьи 11 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края “О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания“.

5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в “Российской газете“, “Собрании законодательства Российской Федерации“ и официальных изданиях органов государственной власти Алтайского края. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации“.

Конституционный Суд

Российской Федерации