Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2010 N 67-Г10-32 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты законодательного органа субъекта РФ отказано правомерно, так как кандидатом представлены в избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты законодательного органа субъекта РФ; по итогам проверки подписных листов количество достоверных подписей оказалось недостаточным для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 сентября 2010 г. N 67-Г10-32

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Хаменкова В.Б.

при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шушкова Д.М. на решение Новосибирского областного суда от 5 сентября 2010 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Венгеровского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области N 281 от 26 августа 2010 г. “Об отказе в регистрации Шушкову Д.М. кандидатом в депутаты Законодательного
Собрания Новосибирской области по одномандатному избирательному округу N 1“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шушков Д.М. обратился в Новосибирский областной суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Венгеровского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области N 281 от 26 августа 2010 г. “Об отказе в регистрации Шушкову Д.М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области по одномандатному избирательному округу N 1“ и возложении обязанности на избирательную комиссию произвести регистрацию его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.

В обоснование заявленных требований указал, что из представленных им для регистрации 593 подписей избирателей признаны недействительными избирательной комиссией 81 подписи избирателей (13,99%), что явилось основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области. Однако 44 подписи избирателей из названных выше 81 подписей являются действительными, поскольку не имеется каких-либо нарушений.

В судебном заседании заявитель и его представители, действующие по доверенности, Кокарев И.И. и Баянов С.В. доводы заявления поддержали, указав, что все подписи избирателей признаны недействительными территориальной избирательной комиссией необоснованно. Считали, что права заявителя нарушены тем, что копия итогового протокола проверки подписных листов была вручена Шушкову Д.М. в день заседания избирательной комиссии, где рассматривался вопрос о его регистрации кандидатом в депутаты, что лишило его возможности подготовить подписные листы и собрать необходимое число подписей избирателей.

Территориальная избирательная комиссия Венгеровского района Новосибирской
области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области с заявленными требованиями не согласилась.

Решением Новосибирского областного суда от 5 сентября 2010 г. Шушкову Д.М. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Шушков Д.М. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению, ввиду отсутствия оснований для отмены решения в порядке статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ законом должны быть предусмотрены основания для признания подписей недействительными.

В силу части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 г. N 87-ОЗ “О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области“ (в редакции Закона Новосибирской области от 8 июля 2010 г. N 526-ОЗ) недействительными считаются:

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей избирателей в соответствии с частью 4 данной статьи (пункт 2);

подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с названным Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи (пункт 3);

подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с данным законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи (пункт 3);

подписи избирателей с исправлениями в датах
их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты которых проставлены избирателями собственноручно (пункт 5);

подписи избирателей исправлениями в соответствующих этим подписям сведений об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (пункт 6);

все подписи в подписном листе случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата либо если эта подпись недостоверна (пункт 7).

Как следует из доказательств по делу, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шушковым Д.М. 17 августа 2010 г. представлены в территориальную избирательную комиссию Венгеровского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области по одномандатному избирательному N 1, в том числе 6 папок с подписями избирателей, в количестве 593 подписей.

Территориальной избирательной комиссией проведена проверка подписных листов с 593 подписями избирателей. Согласно итоговому протоколу из 593 подписей избирателей недействительными признано 81 подпись (13,99%), количество достоверных подписей составило 510.

Из представленных суду председателем территориальной избирательной комиссии 6 папок с подписными листами судом повторно проверены все подписи, признанные территориальной комиссией недействительными. Из них 24 подписи судом признаны достоверными. В отношении 57 проверенных подписей суд подтвердил правильность вывода избирательной комиссии о признании подписей недействительными по причине несоответствия действительности сведений об избирателях в порядке пункта 2 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области от 15 февраля
2007 г. N 87-ОЗ “О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области“ (данное обстоятельство подтверждается справкой УФМС Новосибирской области по Чановскому району (л.д. 127 - 140), и как следствие отказал Шушкову Д.М. в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии Венгеровского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 1 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области N 281 от 26 августа 2010 г.

Поскольку с учетом повторной проверки подписных листов, количество достоверных подписей составило 534, то есть недостаточное для регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному округу N 1, где требуется 546 подписей, Судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе Шушкову Д.М. в удовлетворении заявления.

В соответствии с подпунктом “д“ пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено пунктом 7 части 6 статьи 45 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 г. N 87-ОЗ “О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области“ (в редакции Закона Новосибирской области от 8 июля 2010 г. N 526-ОЗ).

Доводы представителей заявителя о том, что справка УФМС Новосибирской области по Чановскому району является недопустимым доказательством, суд правильно отклонил, указав в этой части решения,
что компетентным органом в отношении регистрации граждан по месту жительства являются органы миграционной службы по Новосибирской области по Чановскому району.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 (с изменениями от 21 марта, 20 апреля, 27 июля 2007 г., 3 марта 2008 г., 31 октября 2009 г.) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. При этом ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Новосибирского областного суда от 5 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шушкова Д.М. - без удовлетворения.