Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по делу N А15-2588/2009 По требованию об отмене определения о прекращении производства по делу об отказе в выдаче субсидий.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2010 г. по делу N А15-2588/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2010,

дата изготовления постановления в полном объеме 30.04.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Сулейманова З.М., Винокуровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой Н.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Савельев В.Г. - доверенность от 23.04.2010,

рассмотрев апелляционную жалобу ОАО “Дербентский коньячный комбинат“

на определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.02.2010 по делу N А15-2588/2009 (судья Тагирова З.Т.)

по заявлению ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ к Правительству Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан

третье лицо: ООО “Дербентский вино-водочный завод“

о признании незаконным и отмене заключения Министерства экономики Республики Дагестан
N 11-02/560 от 19.03.2008 об отказе в выделении субсидий,

установил:

ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Правительству Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан о признании незаконным заключения Министерства экономики Республики Дагестан от 19.03.2008 N 11-02/560 об отказе в выдаче субсидий.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено ООО “Дербентский вино-водочный завод“.

Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.02.2010 производство по делу прекращено. Вынося определение, суд исходил из того, что оспариваемое заключение Министерства экономики Республики Дагестан не является ненормативным правовым актом, и не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде, поскольку это заключение не содержит юридически властное волеизъявление и не направлено на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий. Правовые последствия могут возникнуть только на основании другого акта.

Не согласившись с определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.02.2010, ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ подало апелляционную жалобу, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая, что спор подведомствен арбитражному суду, поскольку окончательное решение принимается только при наличии положительного заключения Министерства экономики Республики Дагестан.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство экономики Республики Дагестан просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая определение суда законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив правильность применения норм процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а определение суда о прекращении производства по делу подлежит отмене
по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 24.05.2005 ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ обратилось в Министерство экономики Республики Дагестан с заявлением об участие в конкурсе на получение субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан.

01.07.2005 решением Экспертного совета Министерства экономики Республики Дагестан по анализу и оценке инвестиционных проектов, предоставляемых на получение государственной поддержки, проект ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ был внесен на рассмотрение в Республиканскую комиссию по проведению конкурсов на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим денежные средства кредитных организаций.

Рассмотрев представленные ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ документы, Министерство экономики Республики Дагестан пришло к выводу, что кредитная линия была открыта на пополнение оборотных средств, кредитные средства были направлены на приобретение сырья у виноградарческих хозяйств республики для производственной деятельности общества, и не является инвестиционным проектом, и предложено в выделении субсидий обществу отказать.

По итогам анализа представленных ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ документов Министерство экономики Республики Дагестан подготовило заключение о реализации проекта “Сохранение и развитие виноградарства в целях обеспечения сырьем коньячного производства“ ОАО “Дербентский коньячный комбинат“ и письмом от 19.03.2008 N 11-02/560 направило данное заключение Правительству Республики Дагестан.

ОАО “Дербентский коньячный комбинат“, считая, что заключение о реализации проекта “Сохранение и развитие виноградарства в целях обеспечения сырьем коньячного производства“ от 19.03.2008 N 11-02/560 нарушает его права и законные интересы в осуществлении предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим иском в суд.

Вынося определение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение не обладает признаками ненормативного акта, и прекратил производство по делу.

Данный вывод суд апелляционной инстанции считает преждевременным, исходя из следующего.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов
защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для предъявления заявления об оспаривании ненормативных актов необходимо наличие следующих условий: во-первых, спор должен носить экономический характер (акт государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа должен затрагивать права юридического лица или гражданина-предпринимателя, связанные с осуществлением последним предпринимательской и иной экономической деятельности); во-вторых, участниками названной категории споров являются: в качестве заявителей - организации и граждане-предприниматели; в качестве ответчиков - государственные органы и их структурные подразделения, органы местного самоуправления (их подразделения), а также иные органы и должностные лица; в-третьих, оспариваемый акт должен носить ненормативный характер - должен быть адресован конкретному лицу или группе лиц, содержать обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушать
права и законные интересы указанных в нем лиц.

Указанное означает, что оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании ненормативного акта.

Из содержания оспариваемого заключения следует, что им фактически отказано в выделении субсидий ОАО “Дербентский коньячный комбинат“. Это решение содержится в пункте 2 выводов заключения от 19.03.2008 N 11-02/560.

Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от 15.02.2005 N 24 с изменениями внесенными постановлением N 117 от 20.06.2006 субсидия по решению Республиканской комиссии может быть предоставлена единовременно после реализации проекта в предусмотренные бизнес-планами сроки, проект решения Правительства республики подготавливается после проведения Министерства экономики Республики Дагестан проверки результатов реализации инвестиционного проекта на предмет создания дополнительных рабочих мест, увеличения налогооблагаемой базы и представления в Правительство республики положительного заключения.

Именно от оспариваемого заключения, вынесенного на основании и во исполнение постановления Правительства Республики Дагестан от 15.02.2005 N 24, зависит возникновение, изменение и прекращение правоотношений связанных с получением субсидий на погашение процентной ставки по кредиту.

Окончательное решение в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 15.02.2005 N 24 подготавливается самим Министерством экономики Республики Дагестан лишь при принятии и направлении в Правительство Республики Дагестан положительного заключения.

В случае если заключение Министерства экономики Республики Дагестан отрицательное, то обязанности по составлению окончательного решения об отказе, которое могло бы быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, не возникает, т.е. в рассматриваемом случае иного способа защиты прав, нежели выбранный
обществом, нет. А потому единственным способом защиты прав общества является подача заявления о признании незаконным заключения Министерства экономики Республики Дагестан от 19.03.2008 N 11-02/560 об отказе в выдаче субсидий.

Таким образом, учитывая субъектный состав и характер возникших правоотношений, а также то, что заключением фактически отказано в выделении субсидий ОАО “Дербентский коньячный комбинат“, суд апелляционной инстанции считает, что данный спор подведомственен арбитражному суду.

При таких обстоятельствах, обжалуемое определение следует отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.02.2010 по делу N А15-2588/2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Направит вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

З.М.СУЛЕЙМАНОВ

Н.В.ВИНОКУРОВА