Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2010 N 5-Г10-113 Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 26.05.2010, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений постановления правительства Москвы от 01.12.2009 N 1294-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год“.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2010 г. N 5-Г10-113

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Алешиной П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Окороченкова К.И. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 01 декабря 2009 г. N 1294-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год“

по кассационной жалобе Окороченкова К.И.

на решение Московского городского суда от 26 мая 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения Окороченкова К.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Кротова В.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Окороченков К.И. обратился с заявлением о признании недействующими: подпункта 1.2 пункта 1 постановления Правительства Москвы от 01 декабря 2009 г. N 1294-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год“ в части слов “имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем“; пункта 2 постановления; заголовок приложения 4 к постановлению в части слов “имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем“; таблицы приложения 4 к постановлению в части цен за содержание и ремонт жилых помещений, указанных в строках 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 колонок 5 и 6; таблицы приложения 4 к постановлению в части слов “за площадь занимаемую в пределах установленных норм“; таблицы приложения 4 к постановлению в части слов “за площадь, занимаемую сверх установленных норм“; примечание 9 к приложению 4 к постановлению; примечание 10 к приложению 4 к постановлению.

При этом Окороченков К.И. сослался на противоречие оспариваемых норм части 1 статьи 1, части 2 статьи 39, части 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемыми положениями постановления фактически вводится новое требование об уплате экономически необоснованного платежа, что также противоречит Закону Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. “2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ и Закону города Москвы от 23 октября 2002 г. N 47 “О ставках налога на имущество физических лиц“.

Установив разное ценовое регулирование за содержание и ремонт жилых помещений для граждан - собственников жилых помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем, и для граждан -собственников жилых помещений, имеющих
более одного жилого помещения или не зарегистрированного в жилом помещении, Правительство Москвы вышло за пределы своей компетенции, установленной частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемые нормы нарушают его право оплачивать услуги за содержание и ремонт в принадлежащем ему втором жилом помещении, где он не зарегистрирован, согласно его доле в праве общей собственности на имущество. Кроме того, пункт 2 постановления Правительства Москвы противоречит статьям 3, 6 Федерального закона N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. “О персональных данных“.

Решением Московского городского суда от 26 мая 2010 года постановлено: в удовлетворении заявления Ф.И.О. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 01 декабря 2009 г. N 1294-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год“ отказать.

Окороченков К.И. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

В судебное заседание на рассмотрение дела по кассационной жалобе представитель Правительства Москвы не явился, о месте времени заседания он извещен надлежащим образом, его неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в кассационном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и норм п. 16 ч. 2 ст. 7 Закона города Москвы от 27.01.2010 г. N 2 “Основы жилищной политики города Москвы“, а также п. 11 ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006
г. N 65 “О Правительстве Москвы“, установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг утверждаются Правительством Москвы.

Постановление Правительства Москвы от 01 декабря 2009 г. N 1294-ПП “Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год“ регулирует механизм реализации платы за жилое помещение и коммунальные платежи, а именно, цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год.

Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 01 декабря 2009 г. N 1294-ПП установлено, что государственные организации города Москвы, определенные распоряжением Правительства Москвы от 1 октября 2008 г. N 2269-РП “Об утверждении Перечня органов исполнительной власти и государственных организаций города Москвы, имеющих право запрашивать и получать сведения о правовом статусе объектов жилищного фонда и о наличии зарегистрированных прав на жилые помещения“, получают информацию о наличии у юридических и физических лиц зарегистрированных прав на жилые помещения путем направления в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы запросов в электронном виде, подписанных электронной цифровой подписью в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 965-РП “О мерах по информационному обеспечению реализации задач в жилищной сфере в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП“.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные
акты Российской Федерации“ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Суд проверил доводы заявителя, определил предмет регулирования, пределы полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации и сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление Правительства Москвы N 1294-ПП не содержит норм, возлагающих на граждан дополнительной обязанности по внесению гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, определяющих по иному структуру, порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные платежи, а потому федеральному законодательству не противоречит.

Размер платы граждан за жилое помещение, коммунальные платежи для нанимателей жилых помещений по договорам
социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в случаях, когда не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом; когда решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, соответствуют предельным минимальным и максимальным индексам, определяемым субъектом Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда.

Принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг, установленные для двух групп собственников жилых помещений в постановлении Правительства Москвы, основаны на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, Федерального закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и не возлагают на граждан дополнительной обязанности по внесению гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не определяют по иному структуру, порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные платежи.

За гражданами сохранен уровень гарантий, предусмотренный жилищным законодательством в области оплаты жилищно-коммунальных услуг. Размер тарифа заявителем, не оспаривается.

Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном жилом доме участвует в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (п. 1 ст. 156 ЖК РФ).

Является правильным вывод суда о том, что вышеназванные положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие экономически обоснованную плату за содержание и ремонт жилого помещения, обеспечивающие покрытие (возмещение) затрат управляющих организаций (ТСЖ, ЖСК, иных специализированных кооперативов) на обслуживание и
содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, соблюдены Правительством Москвы при утверждении цен за содержание и ремонт жилого помещения.

Экономически обоснованные цены за содержание и ремонт жилого помещения утверждены в графах 5 и 6 приложения 4 к постановлению Правительства Москвы N 1294-ПП.

Указанные цены являются общими, определенными в соответствии с требованиями ЖК РФ и подлежат применению всеми собственниками жилых помещений в городе Москве, если собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.

Цены за содержание и ремонт жилых помещений, указанные в графах 3 и 4 приложения 4 к постановлению Правительства Москвы от 01.12.2009 г. N 1294-ПП являются льготными и применяются гражданами только при определении размера платежа в пределах установленных норм пользования жилым помещением.

Эти цены являются дополнительной мерой социальной поддержки жителей города Москвы, и только Правительство Москвы вправе определять для каких категорий граждан эта мера применяется.

Права и интересы управляющих организаций при обслуживании жилого фонда от применения цен, установленных Правительством Москвы, также были учтены при установлении льготных цены в соответствии с п. 1 ст. 156 ЖК РФ и п. 1 ст. 158 ЖК РФ.

Судом установлено, что из бюджета города Москвы всем управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, ЖК выделяются субсидии, для покрытия разницы между доходами управляющих организаций от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами.

Следовательно, положения оспариваемого постановления N 1294-ПП, соответствуют действующему законодательству по установлению обоснованных цен, обеспечивающих возмещение затрат по содержанию общего имущества в многоквартирном
доме.

Вывод суда о том, что оспариваемый заявителем п. 2 постановления Правительства Москвы от 01.12.2009 г. N 1294-ПП соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя или иных лиц, сделан правильно.

Информацию о наличии у юридических и физических лиц зарегистрированных прав на жилые помещения вправе запрашивать государственные организации, входящие в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 01.10.2008 г. N 2269-РП “Об утверждении Перечня органов исполнительной власти и государственных организаций города Москвы, имеющих право запрашивать и получать сведения о правовом статусе объектов жилищного фонда и о наличии зарегистрированных прав на жилые помещения“, что соответствует нормам ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, а также положениям п. 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных“, которые не предусматривают согласие правообладателей на получение вышеуказанных сведений.

Доводы кассационной жалобы о том, что установленный размер платы за содержание и ремонт жилых помещений не может быть поставлен в зависимость от наличия или отсутствия у собственника жилого помещения иного жилого помещения в другом доме, или регистрации по месту пребывания или месту жительства со ссылкой на ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ
N 491 от 13.08.2006 г., нельзя признать состоятельными, поскольку оспариваемые нормы не связаны с определением доли обязательных расходов на содержание общего имущества.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Иные доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд, которым дана оценка и последнюю, как отмечено выше, Судебная коллегия считает правильной.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 26 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Окороченкова К.И. - без удовлетворения.