Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2010 N 39-О10-12 Приговор по делу о краже, убийстве, разбое, неправомерном завладении автомобилем без цели хищения оставлен без изменения, так как при назначении наказания суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности, смягчающее наказание обстоятельство и все обстоятельства дела. Назначенное наказание является справедливым, оснований считать его чрезмерно суровым, не имеется.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2010 г. N 39-О10-12

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Галиуллина З.Ф.,

судей Валюшкина В.А. и Борисова В.П.

при секретаре Ядренцевой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании 11 августа 2010 года уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Мелетяна А.А. на приговор Курского областного суда от 16 апреля 2010 года, по которому

Мелетян А.А. <...>

судимый:

29.09.05 г. по ст. 158 ч. 3 УК РФ на 1 год лишения свободы условном с испытательным сроком на 1 год;

24.01.06 г. по ст. ст. 158 ч. 3 и 166 ч. 2 п. “а“ УК РФ на 1 год 6 месяцев лишения
свободы, а на основании ст. ст. 74 и 70 УК РФ на 2 года 2 месяца лишения свободы, освобожденный по отбытии наказания 14.12.07 г.;

осужденный 08.07.09 г. по ст. ст. 158 ч. 2 п. п. “а“, “б“, 158 ч. 2 п. “б“ и 158 ч. 2 п. п. “а“, “б“ УК РФ, с учетом последующих изменений, на 7 месяцев лишения свободы,

осужден к лишению свободы: по ст. 162 ч. 4 п. “в“ УК РФ на 9 лет со штрафом в размере 40 000 рублей; по ст. 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ на 16 лет, а на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 17 лет в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 40 000 рублей.

По этому же делу осужден Д. на приговор в отношении которого кассационных представления и жалоб не принесено.

Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., объяснения осужденного Мелетяна А.А. и адвоката Козлова А.Б., поддержавших жалобу, мнение прокурора Телешевой-Курицкой Н.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

по приговору суда Мелетян признан виновным в нападении на Г. в целях хищения чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью Г. и в умышленном причинении ей смерти, сопряженном с разбоем, группой лиц.

Эти преступления совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Мелетян вину в разбойном нападении не признал, в убийстве - признал частично, пояснив, что, проникнув в дом Г. несколько раз ударил
ее кулаком в грудь, а затем воткнул ей в шею ножницы. Никаких денег у Г. он не требовал, их не искал.

В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Мелетян, не оспаривая обоснованность осуждения за убийство, утверждает, что за разбойное нападение на Г. осужден незаконно, вывод суда в этой части основан фактически только на показаниях осужденного по делу Д., при этом суд не учел содержащихся в них противоречий. Его показания об отсутствии у него намерения на разбойное нападение являлись последовательными на всем протяжении предварительного следствия и суда, однако во внимание судом приняты не были. Просит приговор в части его осуждения по ст. 162 УК РФ отменить и дело прекратить, переквалифицировать его действия с ч. 2 на ч. 1 ст. 105 УК РФ, назначив более мягкое наказание.

Прокурором принесены возражения, в которых он считает доводы осужденного неубедительными и просит оставить приговор без изменения.

Проверив дело, обсудив доводы осужденного и возражения на них прокурора, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

Вывод суда о виновности Мелетяна в разбойном нападении и убийстве соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, которые приведены в приговоре.

Установленные судом обстоятельства убийства Мелетяном А.А. в жалобе осужденного фактически не оспариваются, и его виновность в этом преступлении подтверждается показаниями самого Мелетяна по обстоятельствам убийства, показаниями осужденного по этому же делу Д., протоколом осмотра места происшествия, свидетельствующего об обнаружении трупа Г. с признаками насильственной смерти, заключением эксперта, согласно которому причиной смерти Г. явилось осложнение сочетанной травма тела (головы, шеи, туловища, конечностей) в виде травматического шока с выраженным геморрагическим
компонентом, массивная наружная и внутренняя кровопотеря с аспирацией крови в дыхательные пути, острое малокровие внутренних органов, отек головного мозга, жидкое состояние крови. В этом же заключение указано на обнаружение на шее трупа Г. раны, из которой стоят ножницы, погруженные в рану до основания лезвий, что согласуется с показаниями Мелетяна о том, что после нанесения Г. нескольких ударов кулаком в грудь, он вонзил ножницы в шею потерпевшей.

Виновность Мелетяна в убийстве подтверждается и другими приведенными в приговоре доказательствами.

Аналогичные содержащимся в кассационной жалобе доводы Мелетяна о том, что убийство Г. никоим образом не было связано с желанием завладеть ее деньгами или имуществом, что сговора на нападение на нее у них не было, выдвигались и при судебном разбирательстве, которые обоснованно были признаны неубедительными.

Так, в явке с повинной осужденный по делу Д. сообщил, что после проникновения в дом Г. в то время как Мелетян применял насилие к хозяйке, он искал деньги. При допросе в качестве подозреваемого Д. дал показания, согласно которым он согласился на предложение Мелетяна сходить к Г. в целях хищения денег, а когда проникли в дом, он сразу начал искать деньги, а Мелетян открывал полки в столе. Применяя к Г. насилие, Мелетян спрашивал у нее: “Где деньги?“. При последующих допросах Д. показывал, что он также требовал у Г. указать местонахождение денег, просил отдать “по-хорошему“, на что последняя отвечала, что пенсия будет только завтра. Однако, они продолжали искать деньги, применяя насилие к Г.

В ходе предварительного следствия Мелетян также не отрицал того обстоятельства, что в доме Г. они искали деньги в разных местах, при этом
Д. конкретно говорил, где следует искать деньги.

В своих показаниях на следствии свидетель Г., почтальон, подтвердила, что пенсию Г. она приносила на дом.

Изложенные выше показания Мелетяна и Д. соответствуют данным, содержащимся в протоколе осмотра домовладения Г., свидетельствующим о том, что в помещении беспорядок, вещи разбросаны, крышка шкатулки открыта.

Основания, по которым суд пришел к выводу о том, что показания Мелетяна и Д. на следствии являются более достоверными, приведены в приговоре, а причинам изменения Мелетяном и Д. своих показаний, судом дана соответствующая оценка.

Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства, сопоставив их друг с другом, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела, признав Мелетяна виновным в совершении разбойного нападения на Г. и ее убийстве, дав содеянному им правильную юридическую оценку.

При назначении наказания Мелетяну суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о его личности, смягчающее наказание обстоятельство, и все обстоятельства дела. Назначенное ему наказание является справедливым, и оснований считать его чрезмерно суровым, Судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Курского областного суда от 16 апреля 2010 года в отношении Мелетяна А.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.