Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 23.07.2010 N ВАС-9268/10 по делу N А55-11341/2009 В передаче дела о взыскании убытков от перевозок пассажиров по тарифам ниже экономически обоснованных для пересмотра в порядке надзора отказано, так как истец не представил доказательств отсутствия установленных цен на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении организациями, что повлекло причинение убытков, поскольку в отсутствие госрегулирования таких тарифов общество было вправе самостоятельно согласовывать экономически обоснованные цены на перевозки пассажиров.



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 г. N ВАС-9268/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бондаренко С.П., судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества “РегионАвтоТранс-Тольятти“ о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2009 по делу N А55-11341/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2010 по тому же делу,

по иску открытого акционерного общества “РегионАвтоТранс-Тольятти“ (далее - общество; г. Тольятти) к Министерству управления финансами Самарской области (г. Самара) о взыскании убытков в размере 139 960
770 рублей от перевозок пассажиров в 2007 году по тарифам ниже экономически обоснованных.

Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Российской Федерации (г. Москва) в лице Управления федерального казначейства по Самарской области (г. Самара); Правительство Самарской области (г. Самара); Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (г. Самара); Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (г. Самара); Мэрия города Тольятти (г. Тольятти)

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 20.11.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа суда от 09.04.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель (истец) ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обсудив выводы судебных инстанций и проверив обоснованность доводов заявителя, полагает, что в удовлетворении заявления о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует отказать по следующим основаниям.

Судами установлено, что в спорный период общество осуществляло пассажирские перевозки в городе Тольятти. Плата за перевозку взималась по регулируемым тарифам, установленным постановлением мэра городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п.

Ссылаясь на то, что экономически обоснованный тариф по пассажирским перевозкам значительно выше уровня утвержденного мэрией городского округа Тольятти, а органы исполнительной власти Самарской области проявили бездействие по установлению такого тарифа, чем обществу причинены убытки в виде разницы между указанными тарифами, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что истцом не доказана противоправность действий ответчика, причинная связь между его действиями и возникшими убытками. Не установление
органами государственной власти Самарской области тарифов на перевозки пассажиров организациями иных, чем муниципальные предприятия, форм собственности не препятствовало обществу осуществлять перевозки пассажиров по экономически обоснованным ценам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) которых на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный перечень входят услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении (кроме железнодорожного).

В целях реализации предоставленных указанным постановлением полномочий в Самарской области принят закон от 09.07.2002 N 53-ГД “О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области“, министерством Самарской области издан приказ от 11.09.2006 N 31 “Об утверждении методических указаний по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении и по внутриобластным, межобластным маршрутам“.

Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского круга отнесены к вопросам местного значения.

Постановлением мэра городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п “Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год“ установлены тарифы именно для муниципальных транспортных предприятий. На организации иных форм собственности данное постановление свое действие не распространяет.

Таким образом, как указано судами, истец не представил надлежащих доказательств того, что отсутствие установленных цен (тарифов) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении организациями всех форм собственности,
повлекло причинение ему убытков ответчиком, поскольку, как правомерно отмечено судами, в отсутствие государственного регулирования таких тарифов общество было вправе самостоятельно в гражданско-правовых договорах согласовывать экономически обоснованные цены на перевозки пассажиров.

Судами дана оценка доводам сторон, установлены обстоятельства по делу, для переоценки которых у надзорной инстанции нет оснований в силу главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора, судами не допущено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А55-11341/2009 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 20.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2010 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

С.П.БОНДАРЕНКО

Судья

М.В.ПРОНИНА

Судья

Н.П.ХАРЧИКОВА