Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 22.07.2010 N ВАС-9757/10 по делу N А74-3691/2009 В передаче дела о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки в виде обязания сторон вернуть все полученное по сделке для пересмотра в порядке надзора отказано, так как в силу прямого указания закона особо охраняемая территория курорта является федеральной собственностью, поэтому у органа муниципального образования отсутствовали правомочия по распоряжению земельными участками, ограниченными в обороте.



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2010 г. N ВАС-9757/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И. Полубениной, судей О.М. Козырь, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление администрации муниципального образования “Ширинский район“ (с. Шира, Ширинский район, Республика Хакасия) от 11.06.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.11.2009 по делу N А74-3691/2009, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.05.2010 по тому же делу, принятых по иску прокурора Республики Хакасия (г. Абакан), уточненному
в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования “Ширинский район“ (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 28.05.2008 N 27 и применении последствий недействительности сделки в виде обязания сторон вернуть все полученное по сделке.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, управление муниципальным имуществом муниципального образования “Ширинский район“ Республики Хакасия и финансовое управление администрации муниципального образования “Ширинский район“ Республики Хакасия.

Суд

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.11.2009, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010, иск удовлетворен.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.05.2010 принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов администрация муниципального образования “Ширинский район“ просит их отменить, полагая, что вывод суда об отнесении курорта “Озеро “Шира“ к курортам федерального значения необоснован, арбитражными судами не применены положения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ “О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях“.

Суды установили, что на основании постановления главы администрации от 12.05.2008 N 808 28.05.2008 между администрацией (продавец) и индивидуальным предпринимателем Санниковой В.А.
(покупатель) подписан договор N 27 купли-продажи земельного участка, кадастровый N 19:11:020105:44, расположенного по адресу: Ширинский район, п.г.т. Жемчужный, ул. Аптечная, 3, площадью 220 кв. м, для размещения магазина. Договор зарегистрирован в установленном порядке, передача земельного участка оформлена актом приема - передачи от 28.05.2008.

Полагая, что договор заключен в нарушение действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, неуполномоченным лицом, прокурор обратился с настоящими требованиями в суд.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражные суды установили, что согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 N 556 и от 13.02.1986 N 70 курорт “Озеро Шира“, находящийся в Ширинском районе Хакасской автономной области Красноярского края, отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР), а территория поселка Жемчужный, на котором расположен спорный земельный участок, отнесена ко второй зоне санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности федерального значения - курорт “Озеро Шира“.

Суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 15, подпунктом 1 пункта 5 статьи 27, подпунктом 1 пункта 2 статьи 94, статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 2 статьи 3, статьей 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, пришли к выводу, что в силу прямого указания закона особо охраняемая территория курорта “Озеро Шира“ является федеральной собственностью.

При таких обстоятельствах суды признали, что у администрации отсутствовали правомочия по распоряжению земельными участками, ограниченными в обороте и, руководствуясь положениями статьи 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили заявленные требования. Указанные выводы соответствуют правовой позиции, выработанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 16.06.2009 N 1882/09.

Суды отклонили довод заявителя о том, что при рассмотрении настоящего дела
надлежало применить Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ, поскольку спорные правоотношения возникли до вступления в силу указанного закона.

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А74-3691/2009 Арбитражного суда Республики Хакасия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.11.2009, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.05.2010 отказать.

Председательствующий судья

И.И.ПОЛУБЕНИНА

Судья

О.М.КОЗЫРЬ

Судья

Г.Г.ПОПОВА