Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 N 16АП-3127/09(1) по делу N А25-1678/2009 По делу об отмене постановления о наложении штрафа за нарушение правил санитарного содержания и благоустройства города, выразившееся в отсутствии оборудования площадки для сбора твердых бытовых отходов с бетонным покрытием и сетчатым ограждением с установкой контейнеров для жильцов дома.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. N 16АП-3127/09(1)

Дело N А25-1678/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 17 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Белова Д.А.,

судей Мельникова И.М., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Афашоковым Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Административной комиссии при Мэрии города Черкесск на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2009 года по делу N А25-1678/2009

по заявлению ООО “Жилищно-эксплуатационное управление“

к Административной комиссии при Мэрии города Черкесск

об оспаривании привлечения к административной ответственности,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных
требований относительно предмета спора: Мэрия муниципального образования г. Черкесска,

при участии в судебном заседании:

от ООО “ЖЭУ“: Кубаев Э.К. директор, Айбазов М.Р. по дов. N 01 от 12.01.10,

от Административной комиссии: Дылевская Е.А. по дов. N 9 от 01.02.10,

Камурзаев В.Р. по дов. N 33 от 16.02.10,

от Мэрии МО г. Черкесска: не явились, увед. 27.01.10 N 02104,

установил:

ООО “Жилищно-эксплуатационное управление“ (далее - заявитель, ЖЭУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии при Мэрии г. Черкесска (далее - Комиссия) N 004391 от 19.10.09 о наложении на заявителя штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения.

Определением суда от 30.10.09 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее - Мэрия).

Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях ЖЭУ отсутствует состав административного правонарушения, поскольку оборудованию площадки для сбора твердых бытовых отходов с бетонным покрытием и сетчатым ограждением для жильцов дома в г. Черкесске по ул. Магазинной, 32, препятствует наличие на отведенном месте стихийной свалки. Кроме того, заявитель неоднократно обращался в Мэрию по вопросу очистки места для оборудования контейнерной площадки, но ответа не получил. ЖЭУ считает, что о дате и времени составления протокола об административном правонарушении он не был Комиссией надлежащим образом извещен.

Решением суда от 16.11.09 требования ЖЭУ удовлетворены. Постановление N 004391 от 19.10.09 признано судом незаконным и отменено.

Не согласившись с таким решением суда, комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что решение суда незаконно и необоснованно, выводы, изложенные в
решении, не соответствуют материалам дела. По мнению комиссии, судом не учтено, что правонарушение совершено ЖЭУ умышленно. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка факту отсутствия контейнера.

ЖЭУ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. По мнению ЖЭУ, судом принято законное и обоснованное решение, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Определением апелляционного суда от 14.12.09 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное заседание назначено на 20.01.10.

В адрес апелляционного суда до начала судебного заседания поступили ходатайства комиссии о восстановлении пропущенного процессуального срока, мотивированное поздним направлением судебного акта в адрес комиссии судом первой инстанции, в связи с чем комиссия просила признать уважительной причину пропуска срока, а также об отложении судебного разбирательства, в связи с болезнью представителя и необходимостью его участия в рассмотрении апелляционной жалобы.

Определением от 20.01.10 суд апелляционной инстанции восстановил Административной комиссии при Мэрии города Черкесска пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы, а также отложил судебное заседание на 17.02.10, удовлетворив ходатайства Комиссии.

Судебное заседание 20.01.10 проведено под председательством судьи А.Л. Фриева, с участием судей Д.А. Белова, З.М. Сулейманова.

В связи с уходом судьи А.Л. Фриева в трудовой отпуск, согласно распоряжению о замене судьи от 17.02.10, произведена замена судьи А.Л. Фриева на судью И.М. Мельникова.

В судебном заседании 17.02.10 представители Комиссии Дылевская Е.А., Камурзаев В.Р. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда от 16.11.09 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители ЖЭУ Кубаев Э.К., Айбазов М.Р. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, жалобу -
без удовлетворения. Представители ходатайствовали о приобщении к материалам дела письма Мэрии от 01.12.09 N 8829, из которого следует, что ответственным за уборку мусора на территории г. Черкесска является МУП “САХ“.

Суд, исследовав письмо Мэрии от 01.12.09 N 8829, с учетом мнения сторон, приобщил к его материалам дела.

Мэрия муниципального образования г. Черкесска, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направила, отзыва не представила.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в соответствии с главами 25, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Постановлением N 004391 от 19.10.09 Комиссия привлекла заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 40-РЗ от 11.04.05 г. “Об административных правонарушениях“ в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии со ст. 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 6-РЗ от 13.03.09 г. “О порядке создания и деятельности административных комиссий в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики“ Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Карачаево-Черкесской Республики и отнесенных этими законами к их компетенции.

Комиссия образована распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 87-р от 01.04.09 г., приложением N 1 к данному постановлению определен ее состав.

Перечень должностных лиц, уполномоченных на территории муниципального образования г. Черкесска составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики N
40-РЗ от 11.04.05 “Об административных правонарушениях“, утвержден постановлением Мэрии N 2913 от 11.11.06.

Согласно п. 7 данного Перечня составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены начальник и специалисты коммунального отдела Мэрии.

Из материалов дела следует, что ведущим специалистом коммунального отдела Мэрии Камурзаевым В.Р. 07.09.09 в отношении заявителя было вынесено предписание, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность в срок до 11.09.09 оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов для жильцов дома N 32 по ул. Магазинной в г. Черкесске, установить расчетно-необходимое количество контейнеров.

Этим же предписанием в случае его неисполнения в установленный срок заявителю было предложено направить своего представителя 11.09.09 г. в 09-00 в кабинет N 418 коммунального отдела Мэрии для составления протокола об административном правонарушении.

Предписание от 07.09.09 направлено заявителю по почте и получено ЖЭУ 09.09.09, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма N 18431016 от 07.09.09. Данное уведомление подтверждает тот факт, что заявитель надлежащим образом извещен о дате составления протокола об административном правонарушении.

11.09.09 в 08 часов 15 минут Мэрией составлен комиссионный акт, фиксирующий неявку представителя заявителя и отсутствие сведений об исполнении заявителем предписания от 07.09.09.

Также, 11.09.09 представителем комиссии составлен протокол об административном правонарушении N 005110, в котором указано, что заявителем нарушены требования п. 2.10 “Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска“, что выразилось в отсутствии оборудования площадки для сбора твердых бытовых отходов с бетонным покрытием и сетчатым ограждением с установкой расчетно-необходимого количества контейнеров для жильцов дома в г. Черкесске по ул. Магазинной, 32, который обслуживается заявителем.

Протокол об административном правонарушении 11.09.09 направлен заявителю по почте, с предложением направить представителя для рассмотрения дела об
административном правонарушении на заседании Комиссии 21.09.09 г. в 14-00.

Протокол и уведомление от 11.09.09 г. получены заявителем 17.09.09 г., что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма N 18489390.

В связи с объявлением Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики 21.09.09 г. выходным днем заседание Комиссии и рассмотрение дела об административном правонарушении были перенесены на 22.09.09 г. на 14-00, о чем заявитель был проинформирован письмом N 279 от 16.09.09 г., полученным заявителем 22.09.09 г. согласно уведомлению о вручении заказного письма.

Поскольку представитель заявителя в назначенное время не явился, а уведомление о вручении заказного письма на тот момент еще не вернулось, дело об административном правонарушении 22.09.09 комиссией рассмотрено не было.

Определением от 05.10.09, по ходатайству заявителя, рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 19.10.09 в 14-00. Данное определение получено заявителем 08.10.09, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма.

Оспариваемое постановление N 004391 от 19.10.09 г. было вынесено с участием представителя заявителя Айбазова М.Р.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, комиссией соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 10 от 02.06.04 г., в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды
при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

В соответствии с Законом Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.92 г. “О защите прав потребителей“ (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ от 17.12.99 г.) потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Оборудование контейнерной площадки призвано обеспечить права жильцов многоэтажного жилого дома на вывоз бытовых отходов.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отнесении правонарушения к законодательству о защите прав потребителей и применении годичного срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 40-РЗ от 11.04.05 “Об административных правонарушениях“ административным правонарушением является неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых специально не установлена федеральными законами или данным законом.

В силу абзаца 4 пункта 2.10 “Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска“, утвержденных решением Думы муниципального образования г. Черкесска N 79 от 07.07.06, руководители организаций, обслуживающих многоэтажные дома, председатели ЖСК, ТСЖ, кооперативных домов и представители домов, избравших непосредственный способ управления, обязаны на территории своих домов оборудовать площадки для сбора твердых бытовых отходов с бетонным покрытием и сетчатым ограждением с установкой расчетно-необходимого количества контейнеров для сбора ТБО, осуществлять их санитарную обработку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Согласно п. п. 3.7.1, 3.7.2, 3.7.4 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.03, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать
установку на проживаемой территории сборников для твердых отходов. Сбор бытовых отходов следует производить в: переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Согласно положениям СанПиН 42-128-4690-88 заявитель обязан оборудовать площадку для сбора ТБО только в отведенном для этого месте.

Из материалов дела следует, что причиной неисполнения заявителем предписания от 07.09.09 являются разногласия с комиссией и коммунальным отделом Мэрии по вопросу уборки стихийной свалки на месте, определенном заявителю для размещения площадки для сбора ТБО.

Письмами N 358 от 28.08.09 г., N 394 от 10.09.09 г., N 403 от 18.09.09 заявитель неоднократно обращался в Мэрию с просьбой обеспечить уборку стихийной свалки специализированной организацией - МУП “САХ“.

Представленное суду апелляционной инстанции письмо Мэрии от 01.12.09 N 8829 о том, что Мэрия силами МУП “САХ“ провела мероприятия по уборке места от стихийно скопившегося мусора по адресу: г. Черкесск, ул. Магазинная, 32, согласно акту N 45, подтверждает тот факт, что ответственным за уборку мусора на территории г. Черкесска является МУП “САХ“.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из Устава заявителя видно, что заявитель как специализированная организация осуществляет определенные Уставом виды деятельности, в том числе: оказание услуг по эксплуатации, обслуживанию зданий и помещений, в том числе жилых; управление многоквартирными домами в качестве управляющей организации.

Заявитель оказывает услуги собственникам жилья (жильцам многоквартирного жилого дома) на основании заключенного с ними договора по установленным тарифам.

Уборкой и вывозом твердых бытовых отходов в г. Черкесске занимается специализированная организация - МУП “Спецавтохозяйство“, которой с жильцами жилых домов заключен публичный договор на вывоз мусора.

Согласно п. 2.11 “Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска“ МУП “Спецавтохозяйство“ обеспечивает своевременный вывоз мусора. Контейнеры устанавливаются на площадках с твердым покрытием, имеющих подъезды для мусороуборочных машин. Ответственность за размещение, содержание и санитарное содержание площадок для контейнеров для сбора ТБО несет их владелец.

Из материалов дела видно, что определенное заявителю место для оборудования контейнерной площадки не является территорией, прилегающей к жилому дому по ул. Магазинной, 32, поскольку непосредственно не примыкает к границам здания, обслуживаемого заявителем.

На основании п. 3.7.1 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“ организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Ответственность за размещение, содержание и санитарное состояние площадки для контейнеров для сбора ТБО заявитель в силу положений приведенных выше нормативных правовых актов обязан нести после фактического оборудования данной площадки в отведенном для
этого месте. Установить контейнер для сбора ТБО в другом месте заявитель не мог.

Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что у заявителя отсутствует необходимое оборудование, штатные единицы и полномочия по уборке стихийной свалки на определенном для оборудования контейнерной площадки месте, а также, что указанная стихийная свалка образовалась не по вине заявителя, и расчистка площадки от ТБО должна производиться специализированными службами.

С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях заявителя события вмененного ему правонарушения, поскольку у заявителя отсутствовала обязанность по оборудованию площадки для ТБО до устранения на отведенном для этого месте стихийной свалки.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу последнего.

В силу положений ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, препятствующим привлечению к административной ответственности.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 40-РЗ от 11.04.05 являются прямо указанные в пункте 2.10 “Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска“ лица, поскольку заявителю вменено неисполнение именно этого муниципального правового акта. Данными лицами являются - руководители организаций, обслуживающих многоэтажные жилые дома, председатели ЖСК, ТСЖ. кооперативных домов и представители домов, избравших непосредственный способ управления.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод комиссии о том, что субъектом административного правонарушения следовало признать юридическое лицо.

Из анализа содержания “Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска“ видно, что в ряде случаев выполнение обязанностей, предусмотренных данным правовым актом, прямо возложено на юридические лица, в отличие от формулировки пункта 2.10 “Правил...“. Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления N 004391 Комиссия должна была избрать субъектом ответственности руководителя заявителя как должностное лицо, однако, к ответственности привлечен заявитель.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление Административной комиссии при Мэрии г. Черкесска N 004391 от 19.10.09 следует признать незаконным и отменить.

Суд апелляционной инстанции, проверив правильность вынесенного по делу решения, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом в полной мере оценены представленные доказательства, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2009 года по делу N А25-1678/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.А.БЕЛОВ

Судьи

И.М.МЕЛЬНИКОВ

З.М.СУЛЕЙМАНОВ