Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 23.06.2010 N ВАС-1814/10 по делу N А76-9350/2009-43-48 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа и предложении уплатить НДС и пени передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к общественной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную п.п. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июня 2010 г. N ВАС-1814/10

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой Т.В., Муриной О.Л. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (пр. Мира, д. 37, г. Златоуст, 456227) от 12.01.2010 N 05-17/00119 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 по делу N А76-9350/2009-43-48 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2009 по тому же делу по заявлению Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов
“Новозлатоустовское“ (ул. Урицкого, 11 - 77, г. Златоуст, 456217) к Инспекции ФНС России по городу Златоусту Челябинской области о признании недействительным решения инспекции от 03.03.2009 N 375.

Суд

установил:

Инспекцией ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов “Новозлатоустовское“ (далее - организация).

По результатам проверки составлен акт от 02.02.2009 N 269 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений от 13.02.2009 N 018 налоговым органом принято решение от 03.03.2009 N 375 о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 448 580 рублей. Кроме того, указанным решением организации предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 242 900 рублей и пени в сумме 200 365 рублей 73 копейки.

Основанием для принятия указанного решение явился вывод инспекции о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Не согласившись с названным решением налогового органа, организация обратилась в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 требование организации удовлетворено.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 17.11.2009 оставил решение суда первой инстанции без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки
оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Как установлено судами, Златоустовское городское отделение Челябинской общественной организации Всероссийского общества инвалидов “Новозлатоустовское“ зарегистрировано как общественная организация инвалидов, среди его членов численность инвалидов составляет не менее 80 процентов.

Деятельность организации осуществлялась на основании Положения, согласованного с Главой администрации города Златоуста и зарегистрированного Правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998, Устава Челябинской областной общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов, Устава и программы Всероссийского общества инвалидов.

Согласно пункту 1.3.1 указанного Положения целями деятельности организации является защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.

В соответствии с пунктом 1.3.3 Положения к видам деятельности организации относится, в том числе, и предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение уставных задач.

В проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность в виде организации перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, а также производства общестроительных работ.

С учетом названных обстоятельств суды пришли к выводу, что организация вправе применять налоговую льготу по налогу на добавленную стоимость, поскольку соблюдены все условия, указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса: организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

При этом судами не учтено следующее.

Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ указано, что некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В
соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна носить дополнительный характер, выражающийся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.

Между тем, приказом руководителя организации от 10.12.1998 созданы участок “Транспортный“, производственный и строительный отделы для осуществления предпринимательской деятельности (услуги по перевозке пассажиров и грузов, платные услуги населению, общестроительные работы). Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением возложенных Положением и Уставом целей и задач, указанные структурные подразделения организации не осуществляли. Для осуществления предпринимательской деятельности организацией привлекались физические лица, не являющиеся членами организации, с которыми заключались трудовые договоры.

Согласно данным формы 4-ФСС РФ за 2 квартал 2008 года среднесписочная численность работающих в организации составила 708 человек, из которых 702 человека, не являющихся членами организации, заняты в предпринимательской деятельности. Фонд оплаты труда работников за 2 квартал 2008 года составил 15 929 086 рублей, из которых заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности, составила 15 733 288 рублей или 98,8 процента в общем фонде заработной платы отделения. При этом заработная плата работников, занятых некоммерческой деятельностью, составила 195 798 рублей или 1,2 процента в общем фонде заработной платы. Удельный вес суммы расходов, направляемых на уставные цели во 2 квартале 2008 года от общей суммы выручки (27 517 997 рублей), полученной от коммерческой деятельности, составил 1,1 процента.

Данные обстоятельства свидетельствуют
о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, явно не были приоритетными в ее деятельности.

В то же время сумма заявленных льгот по налогу на добавленную стоимость составила 2 242 900 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность (включая заработную плату работников, занятых в социальных программах и затрат Правления “Всероссийского общества инвалидов“) - 302 968 рублей 14 копеек или 13,5 процентов от суммы налоговой льготы, то есть налоговая выгода явно несоразмерна этой сумме.

Вместе с тем, налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“. При этом следует учитывать, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.

Однако указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью предпринимательской деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и общественную интеграцию инвалидов.

Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к общественной деятельности не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Учитывая то, что оспариваемые судебные акты свидетельствуют о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм налогового права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в соответствии с пунктом 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А76-9350/2009-43-48 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора решения от 07.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2009 по указанному делу.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 20.07.2010.

Председательствующий судья

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

Судья

О.Л.МУРИНА