Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 16.04.2010 N ГКПИ10-163 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим подпункта “б“ пункта 33 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 апреля 2010 г. N ГКПИ10-163

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. о признании недействующим подпункта “б“ пункта 33 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (пункт 1) (далее - Положение). Постановление опубликовано в “Собрании законодательства Российской Федерации“, 13 ноября 2000 г.,
N 46, ст. 4562, “Российской газете“, N 221, 17 ноября 2000 г.

Подпунктом “б“ пункта 33 Положения установлено, что договор найма расторгается досрочно по решению комиссии в случае утраты или лишения статуса вынужденного переселенца.

У. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта “б“ пункта 33 Положения по тем основаниям, что он противоречит жилищному законодательству, в частности части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает равенство участников жилищных отношений, и части 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут только судом и только при наличии противоправных виновных действий со стороны нанимателей.

В судебное заседание У. не явилась, о дне слушания дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе (поручение от 18 февраля 2010 г. N СС-П12-967).

В суде представители заинтересованного лица М., Ш. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что подпункт “б“ пункта 33 Положения соответствует пункту 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 “О вынужденных переселенцах“ (далее - Закон о вынужденных переселенцах), согласно которому вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, и не противоречит нормам жилищного законодательства, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает судебный порядок расторжения договора при утрате гражданами установленных названным Законом оснований для проживания в специализированном жилищном фонде для временного поселения вынужденных переселенцев, в т.ч.
при утрате или лишении статуса вынужденного переселенца; жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев не относятся к видам жилых помещений, из которых граждане не могут быть выселены без предоставления другого жилья. Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А. полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (пункт 5 части 1 статьи 92), предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (статья 97), порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами (статья 108).

Согласно Закону о вынужденных переселенцах статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (пункт 4 статьи 5); решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5); вынужденный переселенец имеет право при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание
в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (подпункт 2 пункта 1 статьи 6).

Оспариваемое заявителем Положение утверждено Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему Законом о вынужденных переселенцах, согласно которому территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (пункт 3 статьи 7).

Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, как указано в Законе о вынужденных переселенцах, предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (пункт 1 статьи 11); вынужденный переселенец утрачивает право на проживание при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца (пункт 3 статьи 6); в случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (пункт 6 статьи 9).

Обязанность наймодателя потребовать расторжения договора найма в случае утраты или лишения статуса вынужденного переселенца и обязанность нанимателя и членов его семьи при расторжении договора найма освободить жилое помещение предусмотрена также пунктами 10, 16 Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

По смыслу приведенных норм закона фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев носит строго целевое назначение и предназначен для
обеспечения жилищем лиц, признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, и членов их семей; утрата или лишение гражданином статуса вынужденного переселенца влечет утрату им права на проживание, расторжение договора найма жилого помещения и обязанность освободить занимаемое помещение.

Предусмотренная подпунктом “б“ пункта 33 Положения возможность досрочного расторжения договора найма по решению комиссии в случае утраты или лишения статуса вынужденного переселенца не противоречит приведенным положениям федерального законодательства.

Необоснованными являются ссылки заявителя на противоречие оспариваемого положения части 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях, поскольку порядок и основания предоставления жилых помещений для временного поселения вынужденных переселенцев установлен Законом о вынужденных переселенцах. Этим же Законом предусмотрено дополнительное основание расторжения договора найма с вынужденным переселенцем - утрата статуса вынужденного переселенца, дающего право на проживание в жилье специализированного жилого фонда.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 16 июля 2009 г. N 917-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 11 Закона Российской Федерации “О вынужденных переселенцах“, подпунктом “в“ пункта 23, подпунктом “б“ пункта 33 и пунктом 34 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации“ фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев носит строго целевое назначение и предназначен для обеспечения жилищем лиц, признанных в установленном законом
порядке вынужденными переселенцами, и членов их семей. В силу этого оспариваемые заявительницей нормативные положения (в т.ч. подпункт “б“ пункта 33 Положения), как не предполагающие проживание в жилых помещениях для временного поселения вынужденных переселенцев лиц, утративших статус вынужденных переселенцев, направлены на обеспечение гарантий жилищного обустройства вынужденных переселенцев как особой категории граждан, нуждающихся в повышенной правовой и социальной защите, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, не признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами или утративших данный статус.

Довод заявителя о неправомерности досрочного расторжения договора найма по решению комиссии также является необоснованным.

Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт 3 статьи 11 Закона о вынужденных переселенцах).

Комиссия территориального органа в соответствии с Порядком учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья, а также положением о ней, утвержденными Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. N 29, создается приказом руководителя соответствующего территориального органа (пункт 1 Положения), комиссия принимает решения о предоставлении вынужденному переселенцу жилого помещения (пункт 15 Порядка), заключении договора найма (пункт 19 Порядка), о досрочном расторжении договора найма (пункт 23), решения комиссии оформляются протоколами, которые утверждаются руководителем территориального органа (пункт 7 Положения).

Договор найма заключается территориальными органами (пункт 19 Порядка) и подписывается от имени наймодателя руководителем территориального органа (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N
42).

Таким образом, комиссия может принять решение о досрочном расторжении договора найма, которое будет иметь юридическую силу после его утверждения руководителем территориального органа.

В случае возникновения спора договор найма расторгается в судебном порядке по требованию наймодателя в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также подпунктом “в“ пункта 33 Положения.

Из изложенного следует, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявительницы, с которой, как видно из материалов дела, договор найма специализированного жилого помещения не заключался и не расторгался.

Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, подпункт “б“ пункт 33 Положения не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление У. о признании недействующим подпункта “б“ пункта 33 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА