Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2010 по делу N А19-10344/09 Суд правомерно отказал в удовлетворении требования в части обязания приостановить осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах до момента фактического исполнения исполнительного листа, поскольку предъявление данного требования в порядке, установленном статьями 198 - 201 АПК РФ, не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 г. N А19-10344/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2010 года по делу N А19-10344/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чигринская М.Н.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области
с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования “Братский район“ в лице Финансового управления Администрации муниципального образования “Братский район“ (далее - управление), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2008 года (дело N А19-2230/08) и обязании приостановить осуществление операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах Администрации Наратайского сельского поселения (далее - администрация) до момента фактического исполнения исполнительного листа N 7551, выданного на основании указанного судебного акта.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены частично, бездействие управления по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.03.2008 признано незаконным, управление обязано судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения указанного решения суда и исполнительного листа N 7551 в порядке, установленном действующим законодательством. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в этой части отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции признан факт незаконного бездействия финансового органа по неисполнению решения суда от 17.03.2008 (дело N А19-2230/08), следовательно, суд не имел оснований для отказа в удовлетворении требований инспекции об обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2008 года (дело N А19-2230/08) с Администрации Наратайского сельского поселения взыскано 219 597 рублей единого социального налога (ЕСН) в Федеральный бюджет.

Во исполнение данного решения 05.05.2008 арбитражным судом был выдан исполнительный лист N 7551. Заявлением от 24.06.2008 N 06-11/р налоговый орган направил для исполнения в управление данный исполнительный лист, который управлением получен 25.06.2008. Письмом от 25.03.2009 N 08-05/08-12 управление сообщило инспекции о задолженности по направленным исполнительным листам, в том числе в отношении исполнительного листа N 7551. В соответствии с представленной информацией данный исполнительный лист не исполнен.

Не согласившись с бездействием управления по неисполнению решения суда от 17 марта 2008 года (дело N А19-2230/08), инспекция обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований частично, суд первой инстанции исходил из того, что предъявление требования инспекции об обязании управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения в порядке, установленном статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.

Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что избранный судом
первой инстанции способ восстановления нарушенных прав и интересов инспекции является правильным и адекватным, при этом такой способ предполагает, в том числе и приостановление осуществления операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно положениям пункта 2 указанной статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его
приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Как следует из материалов дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен в инспекцию в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть принят управлением к исполнению.

Исходя из пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения
осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Исходя из пункта 7 указанной статьи, при неисполнении должником в течение
трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Как установлено судами, исполнительный лист N 7551 поступил в управление 25.06.2008 и до 25.09.2008 не был исполнен. При этом управлением действия, предусмотренные указанными выше положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, произведены не были.

При таких условиях судом первой инстанции правильно незаконным признано бездействие управления и управление обязано судом устранить допущенные нарушения путем исполнения исполнительного листа в порядке, установленном действующим законодательством.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции в мотивировочной части решения сделал вывод о невозможности удовлетворения требования инспекции об обязании управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, в связи с тем, что предъявление такого требования в порядке, установленном статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.

Вместе с тем такой вывод противоречит положениям части 1 статьи 197 и части 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако данный вывод не повлиял на правильность решения суда.

При разрешении дела суд первой инстанции признал незаконным бездействие управления по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от
17.03.2008 (дело N А19-2230/08) и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения указанного решения арбитражного суда в соответствии с исполнительным листом от 05.05.2008 N 7551 в порядке, установленном действующим законодательством.

При этом порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, урегулирован, в том числе и нормами пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают приостановление до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Таким образом, возложив на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд фактически указал способ восстановления допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, отвечающий интересам инспекции.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2010 года по делу N А19-10344/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

М.А.ПЕРВУШИНА