Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2010 по делу N А33-6930/2010 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов решения Шарыповского городского Совета депутатов от 24.11.2009 N 53-504 “Об установлении нормативов потребления отопления для многоквартирных домов и жилых домов на территории муниципального образования “Город Шарыпово Красноярского края“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2010 г. N А33-6930/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

прокуратуры Красноярского края - Акуловой Л.К. (удостоверение),

открытого акционерного общества “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ - Малаевой С.С. (доверенность N 423 от 01.06.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2010 года по делу N А33-6930/2010 (суд первой инстанции: Раздобреева И.А., Касьянова Л.А., Шайхутдинов
Е.М.),

установил:

Открытое акционерное общество “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ (далее - ОАО “ОГК-4“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Шарыповскому городскому Совету депутатов (далее - городской Совет) о признании недействующим решения от 24.11.2009 N 53-504 “Об установлении нормативов потребления отопления для многоквартирных домов и жилых домов на территории муниципального образования “город Шарыпово Красноярского края“ в части пунктов 1, 2, 4, 5.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Проверено на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В кассационной жалобе ОАО “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.

В судебном заседании представитель ОАО “ОГК-4“ поддержала доводы кассационной жалобы.

Представитель прокуратуры Красноярского края считает судебный акт законным, представлен отзыв.

Шарыповский городской Совет депутатов о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 16247), своего представителя в судебное заседание не направил.

В отзыве на кассационную жалобу Шарыповский городской Совет депутатов считает судебный акт законным, просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 17 ноября 2010 года, о чем сделано публичное извещение.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального
права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как следует из материалов дела, 24.11.2009 Шарыповским городским Советом депутатов принято решение N 53-504 “Об установлении нормативов потребления отопления для многоквартирных домов и жилых домов на территории муниципального образования “город Шарыпово Красноярского края“.

Приложением к решению установлены нормативы потребления отопления для многоквартирных домов и жилых домов на территории муниципального образования (Гкал на 1 кв.м общей площади жилых помещений) в зависимости от этажности зданий и населенного пункта, в котором они расположены.

Решение от 24.11.2009 N 53-504 опубликовано 02.12.2009 в еженедельной газете “Твой шанс“ N 48 (702).

ОАО “ОГК-4“, считая, что пункты 1, 2, 4, 5 решения не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании решения частично недействующим.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Выводы суда являются правильными.

Как видно из материалов дела, ОАО “ОГК-4“ оспаривает следующие пункты решения от 24.11.2009 N 53-504:

- п. 1 При определении и расчете нормативов потребления отопления применять расчетный метод.

- п. 2 Дифференцировать и установить с 01.01.2010 нормативы потребления отопления для многоквартирных домов и жилых домов на территории муниципального образования “город Шарыпово Красноярского края“ согласно приложению.

- п. 4 Признать утратившим силу решение Шарыповского городского Совета депутатов
от 01.06.2004 N 18-152 “О внесении дополнения в решение городского Совета от 17.11.2003 N 10-61 “О совершенствовании нормативного урегулирования и договорных отношений по обеспечению граждан энергией“.

- п. 5 Признать утратившим силу строку N 1.2 “общежития“, строку N 1.1.2 “малоэтажной застройки“, строку N 1.1.1 “Многоквартирные“, пункта 1.1. “Жилые дома“ графы “1 “центральное отопление таблицы “нормативы потребления коммунальных услуг по г. Шарыпово и п. Дубинино“. Приложения N 2 к решению Шарыповского городского Совета депутатов от 21.02.2006 N 7-60 “Об утверждении ставок оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги по г. Шарыпово, п. Дубинино и п. Горячегорск на 2006 г.“.

Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта взамен установленных ранее решением Шарыповского городского Совета депутатов от 21.02.2006 N 7-60 нормативов отопления являлись рекомендательное письмо Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 16.03.2009, обращение филиала “Тепловые сети Березовской ГРЭС“ ОАО “ОГК-4“ от 05.10.2009 о рассмотрении и принятии нормативов отопления для многоквартирных и индивидуальных домов г. Шарыпово и п. Дубинино, представление Шарыповской межрайонной прокуратуры от 12.11.2009 об устранении нарушений жилищного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо
жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила), норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (пункт 4 Правил).

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений; в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования; в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования; в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования; в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (пункт 5 Правил).

Из пункта 10 Правил следует, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных
услуг дифференцируются.

Как видно из материалов дела, при установлении нормативов потребления отопления решено принять расчетный метод (пункт 1).

Как установил суд, выбор расчетного метода был обусловлен отсутствием многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, и, соответственно, отсутствием достаточных данных об измерениях фактического объема (количества) потребления коммунальных услуг.

Вывод суда по пункту 1 решения основан на положениях пунктов 23, 24 Правил N 306.

Согласно пункту 23 Правил N 306 расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

Решение о применении одного из методов либо их сочетании принимается уполномоченными органами.

Не соглашаясь с названными выводами суда, заявитель кассационной жалобы указывает, что в нарушение пункта 20 Правил N 306 городским Советом не были выполнены мероприятия по определению нормативов потребления первыми двумя методами, а сразу за основу принят расчетный метод. Заявитель просит учесть, что городским Советом не были предприняты меры по изысканию возможности применения экспертного метода.

Названные доводы заявителя не опровергают вывод суда о наличии оснований, перечисленных в пункте 23 Правил N 306, для применения расчетного метода. Решение о его применении принято уполномоченным органом, Правила N 306 не обязывают уполномоченный орган при наличии оснований для применения расчетного метода предпринимать меры к изысканию возможности применения иного метода.

Заявитель также ссылается в кассационной жалобе на то, что решение использовать расчетный метод при определении нормативов было принято на заседании городского Совета 24.11.2009 года, оно вступает в силу в день его
официального опубликования в связи с чем, до момента вступления в силу пункта 1 оспариваемого по делу решения городской Совет не мог осуществлять другие процедуры в рамках установления нормативов потребления отопления (рассматривать результаты определения нормативов расчетным методом и утверждать их). Заявитель считает, что это нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, у общества отсутствовала возможность убедиться в том, что расчет нормативов потребления определяется с учетом всех факторов, предусмотренных Правилами N 306.

Данные доводы проверены, однако учтены быть не могут.

Согласно пункту 18 Правил N 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила N 306 устанавливают, что решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов (пункт 17).

Названное требование уполномоченным органом соблюдено. В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Красноярского края также обоснованно указывает, что Правила N 306 не устанавливают обязательные требования к процедуре выбора органами местного самоуправления метода, применяемого при определении нормативов потребления.

Довод представителя заявителя кассационной жалобы о том, что суд не проверил, имеется ли кворум при принятии оспариваемого решения, учтен быть не может. Довод не заявлялся в суде первой инстанции. Полномочия городского Совета на принятие решения от 24.11.2009 в соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом были проверены.

Согласно пункту 2 Правил N 306 уполномоченным на установление нормативов потребления коммунальных услуг (отопление) является орган местного самоуправления.

Оспариваемое решение принято большинством
голосов от установленного числа депутатов на 53 сессии, согласно протоколу от 24.11.2009 присутствовало 12 депутатов, городской Совет состоит из 21 депутата, за принятие решения проголосовало 12 депутатов.

Заявитель кассационной жалобы также приводит довод о том, что нормативы потребления отопления утверждены городским Советом без учета конструктивных и технических параметров домов (подпункт “д“ пункта 5 Правил N 306), без учета степени благоустройства отапливаемых домов. По утверждению общества, размер установленных нормативов не был определен и не был рассчитан с использованием перечисленных в Правилах методов и приведенных в приложении к Правилам N 306 формул.

Названные доводы заявителя проверены с учетом пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлен разделом VI Правил N 306.

Как следует из пункта 44 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам “Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг“.

Для расчета нормативов отопления (Гкал за 1 кв.м в месяц) городским Советом использована формула N 2.

Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв.м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.

Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка
на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв.м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей и года постройки многоквартирного дома или жилого дома.

Не соглашаясь с выводом суда о том, что в расчете нормативов потребления учтены все составляющие формулы расчета норматива отопления, установленные Правилами N 306, заявитель указывает, что часовые тепловые нагрузки (формула пункта 14 Правил), используемые для определения количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, определены исключительно по нормам удельных расходов тепловой энергии на отопление многоквартирных или жилых домов и общим их площадям без учета конструктивных и технических параметров домов. Это нарушает, по мнению заявителя, требования пункта “д“ статьи 5 Правил, требующей учета материала стен, крыш, ограждающих конструкций и тому подобного.

Однако суд первой инстанции обоснованно согласился с утверждением уполномоченного органа о том, что на основании анализа проведенных измерений и расчетов было установлено отсутствие значительного влияния на величину объема потребления коммунальных ресурсов наличие/отсутствие подвалов, а также материала стен. В то же время величина объема потребления коммунальных ресурсов зависела от высоты (этажности) здания, в связи с чем все дома были разделены на 11 групп.

Суд также учел, что расчет нормативов потребления
был произведен с учетом дифференциации многоквартирных домов по годам постройки (до 1999 года и после 1999 года).

Таким образом, требование пункта “д“ статьи 5 Правил N 306 соблюдено.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд также не учел, что при расчете норматива приоритет имеют проектные данные или паспорта домов как более достоверные перед расчетными.

Однако согласно пункту 15 приложения к Правилам N 306 в случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по приводимой в пункте 15 формуле.

Довод о том, что в расчете городского Совета полностью отсутствуют данные о расходах тепловой энергии на отопление нежилых помещений (не являющихся общим имуществом), проверен, однако учтен быть не может как не влияющий на правильность в целом объемов выборки домов, данные по которым были использованы для расчета норматива потребления. Судом обоснованно было учтено, что по результатам проведенной дифференциации было установлено 11 групп нормативов, которые рассчитаны с учетом соблюдения всех требований Правил N 306.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом кассационной инстанции не установлено оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2010 года по делу N А33-6930/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2010 года по делу N А33-6930/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА