Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2010 по делу N А69-879/2010 Суд правомерно признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности за нецелевое использование учреждением бюджетных средств, поскольку у учреждения не было обязанности по уплате предъявленного организацией почтовой связи НДС за счет местного бюджета, следовательно, учреждение обоснованно произвело уплату налога за счет средств федерального бюджета, в связи с чем факт нецелевого использования выделенных из федерального бюджета денежных средств отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2010 г. N А69-879/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании: представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва Данзынай С.Э-О. (доверенность от 15.12.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28 мая 2010 года по делу N А69-879/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2010 года по тому же делу (суд
первой инстанции: Чамзы-Ооржак А.Х., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Бычкова О.И., Первухина Л.Ф.),

установил:

муниципальное учреждение Управление социальной защиты и трудовых отношений администрации муниципального района “Кызылский кожуун“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - ТУ ФСФБН в Республике Тыва, управление) от 07.04.2010 N 12-02/10-02/ЮЛ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 28 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 07.04.2010 N 12-02/10-02/ЮЛ признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершения административного правонарушения.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2010 года решение суда от 28 мая 2010 года отменено. По делу принят новый судебный акт. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 07.04.2010 N 12-02/10-02/ЮЛ признано незаконным и отменено. Производство по административному делу прекращено.

Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель управления подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 16310), однако своего представителя
в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Тыва и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, управлением в период с 15.03.2010 по 25.03.2010 проведена проверка использования учреждением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2009 год, в ходе которой установлены факты использования средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения - перечисление денежных средств за услуги почты по доставке ЖКУ инвалидам за август 2009 года по договору от 23.03.2009 N 45 на основании заявки на кассовый расход N 570 от 14.09.2009 в сумме 20 403 рубля 38 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 3 112 рублей 38 копеек.

По результатам проверки составлены акт от 25.03.2010 N 87 и протокол об административном правонарушении от 25.03.2010.

Постановлением от 07.04.2010 N 12-02/10-02/ЮЛ учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт нецелевого использования учреждением
бюджетных средств подтверждается материалами дела, однако применил положения статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного административного правонарушения. Кроме того исходил из процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Как установлено судом апелляционной инстанции, из поступивших на лицевой счет управления субвенций, предоставленных из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан по кодам бюджетной классификации по главе 007 “Управление труда и социального развития Кызылского кожууна“, по разделу/подразделу 1003 “Социальное обеспечение населения“, целевой статье 5054600 “Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан“, виду расходов 005 “Социальные выплаты“, КОСГУ 262 “Пособия по социальной помощи населению“, на общую сумму 15 069 300 рублей, в том числе расходным расписаниям от 02.03.2009 N 128 - 1 380 000 рублей, от 11.03.2009 N 163 - 4 420500 рублей, от 25.05.2009 N 007/00767/009 - 160 000 рублей, от 17.06.2007 N 007/00767/018 - 2 300 000 рублей, от 20.07.2009 N 007/00767/026 - 1 233000 рублей, от 31.08.2009 N 007/00767/036 - 1 235 000
рублей, от 21.09.2009 N 007/00767/041 - 2 670 800 рублей, от 30.11.2009 N 007/00767/061 - 2 670 000 рублей, учреждением заявкой на кассовый расход от 14.09.2009 N 570 перечислены УФПС Республики Тыва - филиалу ФГУП “Почта России“ 20 403 рубля 38 копеек за почтовые услуги по доставке жилищно-коммунальных услуг инвалидам за август 2009 года по договору от 23.03.2009 N 45, в том числе 3 112 рублей 38 копеек налога на добавленную стоимость.

Из акта проверки от 25.03.2010 N 87 и протокола об административном правонарушении следует, что уплату налога на добавленную стоимость следовало произвести за счет средств муниципального бюджета, поэтому уплата налога за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета на сумму 3 112 рублей 38 копеек.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации услуг на территории Российской Федерации независимо от источников их оплаты. При этом пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В данные перечни услуги по доставке компенсаций и других выплат, оказываемых организациями Федеральной почтовой связи, не включены. Поэтому указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или)
муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ оплата услуг почтовой связи определяемыми субъектами Российской Федерации (местными администрациями) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положениями пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 установлено, что за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, могут осуществляться в том числе расходы по оплате услуг почтовой связи, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Законом Республики Тыва “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными
полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Тыва“ от 21.04.2008 N 702 ВХ-2 (далее - Закон N 702 ВХ-2) Кызылский кожуун наделен отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Республики Тыва по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг категории граждан, установленных Федеральным законом “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов Российской Федерации“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Федеральным законом “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“ от 26.11.1998 N 175-ФЗ, Федеральным законом “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“ от 10.01.2002 N 2-ФЗ, Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ от 15.05.1991 N 1244-1.

Указанным Законом предусмотрено, что средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, поступающих за счет средств федерального бюджета. Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий, на иные цели.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки отдельным категориям граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением правительства Республики Тыва от 20.04.2010 N 117 (далее - Порядок), установлено, что финансирование
расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется в виде субвенций, поступающих за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Согласно пункту 5 Порядка за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, осуществляются расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Следовательно, законодательством Республики Тыва предусмотрено, что оплата услуг почтовой связи по доставке денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, средства республиканского и местных бюджетов к источникам финансирования этих услуг, включая налог на добавленную стоимость, не отнесены.

При таких обстоятельствах осуществление управлением расчетов с УФПС Республики Тыва - филиалу ФГУП “Почта России“ за почтовые услуги по доставке жилищно-коммунальных услуг инвалидам за август 2009 года по договору от 23.03.2009 N 45, включая уплату налога на добавленную стоимость, за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан по кодам бюджетной классификации по главе 007 “Управление труда и социального развития Кызылского кожууна“, по разделу/подразделу 1003 “Социальное обеспечение населения“, целевой статье 5054600 “Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан“, виду расходов 005 “Социальные выплаты“, КОСГУ 262 “Пособия по социальной помощи населению“, положениям действующего законодательства не противоречит.

Таким образом, у учреждения не было обязанности по уплате предъявленного организацией почтовой связи налога на
добавленную стоимость за счет средств местного бюджета.

Доказательств нецелевого использования выделенных денежных средств не имеется.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что учреждение не допустило использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, является правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом апелляционной инстанции данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы суда соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку доказательств по делу.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда 20 июля 2010 года по делу N А69-879/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА