Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2010 по делу N А74-97/2010 В удовлетворении заявления о признании частично недействительным постановления о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения отказано правомерно, поскольку ответчиком доказаны обстоятельства, послужившие основанием для перевода спорного земельного участка из одной категории земель в другую.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. N А74-97/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой А.,

судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Республики Хакасия - Акуловой Л.К. (удостоверение),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2010 года по делу N А74-97/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ципляков В.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Демидова Н.М.),

установил:

Прокурор Республики
Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным пункта 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 23.09.2009 N 410 “О переводе земельных участков, расположенных в Усть-Абаканском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения“ в части, касающейся участка с кадастровым номером 19:10:100508:13, расположенного по адресу: Усть-Абаканский район, в 10 км северо-западнее села Солнечное, площадью 41946 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное научное учреждение научно-исследовательского института аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Россельхозакадемии, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, общество с ограниченной ответственностью “Угольная компания “Разрез Степной“.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2010 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе прокурор Республики Хакасия ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что прокурором были представлены доказательства, подтверждающие наложение земельного участка с кадастровым номером 19:10:100508:13 на земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58, то есть доказательства нарушения права собственности Российской Федерации.

Представитель прокуратуры Республики Хакасия в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Республике Хакасия оспаривает выводы судов о недоказанности факта наложения границ земельных участков ввиду неопределенности границ земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58.

В отзыве на кассационную жалобу Правительство Республики Хакасия считает судебные акты законными.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 21 октября 2010 года, о чем сделано публичное извещение.

Представитель прокуратуры Республики Хакасия в судебном заседании 21 октября 2010 года просила учесть правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Определении от 19.09.2007 по делу N 5-ВО7-51.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как установлено материалами дела, постановлением администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 22.12.2008 N 1434-ю образованы земельные участки площадью 21111 кв.м и 20835 кв.м, расположенные в 10 км северо-западнее с. Солнечное, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для проведения горных работ, объединены в земельный участок площадью 41946 кв.м.

Пунктом 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 23.09.2009 N 410 “О переводе земельных участков, расположенных в Усть-Абаканском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения“ земельный участок с кадастровым номером 19:10:100508:12, местоположение: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10 км северо-западнее с. Солнечное, площадью 136807 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 19:10:100508:13, местоположение: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 10 км северо-западнее села Солнечное, площадью 41946 кв.м переведены
из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель специального назначения для развития производственной деятельности по добыче угля.

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным пункта 1 постановления N 410, поскольку положения пункта 1 нарушают право собственности Российской Федерации.

Как указывает прокурор в заявлении в арбитражный суд, при принятии постановления N 410 о переводе земельного участка с кадастровым номером 19:10:100508:13, границы которого частично расположены на земельном участке, являющемся федеральной собственностью (кадастровый номер 19:10:990101:58) из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, Правительством Республики Хакасия были превышены полномочия.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным пункта 1 постановления N 410, исходили из того, что Правительством Республики Хакасия представлены документы, свидетельствующие о том, что переводимые земельные участки не относятся к федеральной собственности.

При этом суды в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дали оценку всем представленным в дело доказательствам и пришли к выводу о том, что переданный ГНУ НИИАПХ СО Россельхозакадемии земельный участок площадью 36214 га с кадастровым номером 19:10:990101:58 не имеет установленных на местности границ. Отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка подтверждено выпиской из государственного кадастра недвижимости от 04.02.2010.

Суды обоснованно посчитали, что установить факт наложения земельного участка с кадастровым номером 19:10:100508:13 на земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58 и соотнести границы указанных земельных участков ввиду неопределенности границ земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58 не представляется возможным.

При этом
суды правильно применили пункт 2.2 Методических указаний по проведению землеустройств и подготовки документов при проведении государственного кадастрового учета при разграничении государственной собственности на землю (утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от 02.07.2002), часть 1 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).

В кассационной жалобе прокурор Республики Хакасия указывает на то, что в соответствии с информацией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия от 19.10.2009 согласно координат поворотных точек земельный участок с кадастровым номером 19:10:100508:13, образованный постановлением администрации муниципального образования N 1434-ю, частично налагается на земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58 (находящийся в собственности Российской Федерации).

Названное письмо Территориального управления являлось предметом оценки суда.

Суд посчитал, что из письма следует, что земельный участок, пользователем которого является ГНУ НИИ Аграрных проблем Хакасии, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и в связи с этим у него отсутствует кадастровый паспорт с графическим изображением и описанием поворотных точек данного земельного участка. В связи с чем суд признал, что сведения, изложенные в данном письме о имеющемся пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:100508:13 и 19:10:990101:58, являются ориентировочными.

Поскольку рассматриваемый довод кассационной жалобы направлен на переоценку данного доказательства, он не может быть учтен.

По мнению заявителя кассационной жалобы, границы земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Приведенный довод прокурор обосновывает ссылкой на то, что названный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеется картографический план земельного участка, в 2006 году землеустроительное дело по
участку (по результатам межевания) утверждено в установленном порядке.

Между тем, как следует из направленного суду управлением Роснедвижимости по Республике Хакасия ответа, предоставленный НИИ Аграрных проблем Хакасии на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58 поставлен на государственный учет картометрическим способом.

Представленное прокурором Республики Хакасия землеустроительное дело, как установил суд, не соответствует Положению о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514. Суд пришел к выводу о том, что данные о согласовании указанного землеустроительного дела отсутствуют, также отсутствуют данные о создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства.

Как было установлено судом на основании письма управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 25.02.2010 N 231, границы земельного участка (кадастровый номер 19:10:990101:58) по результатам межевания земель ГНУ НИИ Аграрных проблем Хакасии в кадастр не внесены, поскольку не представлены заявителем в орган кадастрового учета. Причиной отсутствия землеустроительного дела в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, послужило то, что заказчиком работ не представлен материал в орган кадастрового учета на постановку на кадастровый учет и внесение сведений в государственный кадастр. Подрядчиком работ не представлены материалы в государственный фонд данных управления Роснедвижимости по Республике Хакасия.

Следовательно, суды дали оценку названным доказательствам, на которые ссылается прокуратура, и обоснованно посчитали, что установление границ земельного участка с кадастровым номером 19:10:990101:58 на местности не проводилось.

Отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ этого земельного участка подтверждено выпиской из государственного кадастра недвижимости от 04.02.2010, в связи с чем доводы кассационной жалобы
не опровергают выводов суда о том, что прокурором не доказано нарушение оспариваемым по настоящему делу постановлением права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 19:10:990101:58.

Довод прокурора о том, что в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительство Республики Хакасия не представило доказательств, подтверждающих отсутствие пересечения границ рассматриваемых земельных участков, проверен. Заявитель считает, что судом не дана оценка данному обстоятельству.

Между тем, предметом проверки являлась законность принятого Правительством Республики Хакасия постановления о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности в связи с превышением полномочий Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе: земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Пунктом 2 статьи 15 названного закона предусмотрено, что в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона N 172-ФЗ в иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель
или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Следовательно, Правительством Республики Хакасия были доказаны обстоятельства, послужившие основанием для перевода земельного участка из одной категории земель в другую, а также полномочия на принятие такого акта в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данных о том, что прокурором оспаривалось постановление N 1434-ю об образовании земельного участка с кадастровым номером 19:10:100508:13, в материалах дела не имеется.

Ссылка прокурора на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 19.09.2007 по делу N 5-ВО7-51, не влияет на правильность выводов суда по делу.

Предметом проверки по заявлению прокурора являлся пункт 1 постановления Правительства Республики Хакасия, в соответствии с которым по заявлению заинтересованного лица принято решение о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую.

Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

При таких условиях суды обоснованно рассмотрели по существу требование прокурора о признании недействительным акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 19:10:100508:13 из одной категории в другую.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о
том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2010 года по делу N А74-97/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2010 года по делу N А74-97/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.И.СМОЛЯК

М.М.ШЕЛЕМИНА