Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2010 по делу N А19-10095/09 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления в части обязания приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах до фактического исполнения исполнительного листа, поскольку судебными актами на финансовый орган возложена обязанность исполнить решение суда в соответствии с исполнительным листом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2010 г. N А19-10095/09

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 4 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2010 года по делу N А19-10095/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Ткаченко Э.В., Ячменев Г.Г.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
N 11 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области (далее - Управление, финансовый орган), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2007 года по делу N А19-13607/07-40 и обязании Управления приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N 1 “Лесная полянка“ до фактического исполнения исполнительного листа N 2832, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2007 года по делу N А19-13607/07-40.

Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N 1 “Лесная полянка“ (далее - учреждение).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 7 апреля 2010 года, с учетом определения об исправлении опечаток от 11 мая 2010 года, заявленные требования удовлетворены частично - оспариваемое бездействие финансового органа признано незаконным с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов инспекции путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2007 года по делу N А19-13607/07-40 в соответствии с исполнительным листом N 2832 в порядке, установленном действующим законодательством. В удовлетворении требования об обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной
жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить по мотиву нарушения судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований об обязании финансового органа приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения не соответствуют положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 14787, 14788, 14789), в судебное заседание своих представителей не направили. Инспекция ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. В этой связи кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 22 по 29 сентября 2010 года до 11 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.

После перерыва в судебном заседании суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц участия в судебном заседании не принимали.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2007 года по делу N А19-13607/07-40 удовлетворены требования инспекции о взыскании с учреждения (должник) 301005 рублей, составляющих задолженность по единому социальному налогу и пени. На основании данного решения налоговому органу (взыскатель) выдан исполнительный лист от
17.03.2008 N 2832 о взыскании с учреждения указанной суммы, предъявленный взыскателем в финансовый орган 04.08.2008.

Письмом от 19.02.2009 N 259-10 финансовый орган сообщил инспекции о неисполнении должником требований по исполнительному документу в связи с дефицитом бюджета, а также о неприостановлении расходных операций по лицевому счету должника в связи с неопределенностью процедуры такого приостановления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций установили, что органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов учреждения, является Управление, которое, несмотря на принятие к исполнению исполнительного листа, допустило бездействие, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2007 года по делу N А19-13607/07-40, что повлекло нарушение прав и законных интересов инспекции, для восстановления которых на учреждение возложена соответствующая обязанность с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении иной части заявленных требований суды двух инстанций мотивировали установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенностями рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, а также предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации иными мерами по исполнению судебных актов.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, установлен статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает различные по своему характеру, правовым и
фактическим последствиям действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений - должников.

Так, на основании абзаца первого пункта 2 данной статьи финансовый орган направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Согласно абзацу 6 пункта 3, абзацу 2 пункта 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника при неисполнении последним требований, установленных данными пунктами.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Как следует из заявления налогового органа, предметом судебного разбирательства являлось требование о признании незаконным бездействия финансового органа, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области; бездействие в виде неприостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника инспекцией не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что отказывая в удовлетворении требования налогового органа о возложении на финансовый орган обязанности приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения и обязывая финансовый орган устранить нарушения прав и законных интересов инспекции определенным способом, арбитражный суд первой инстанции принял решение, полностью соответствующее заявленным требованиям и положениям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В этой связи суд кассационной инстанции отклоняет доводы инспекции о неприменении судами абзаца первого пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как не соответствующие обстоятельствам дела, учитывая, что судебными актами на финансовый орган возложена обязанность исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2007 года по делу N А19-13607/07-40 в соответствии с исполнительным листом N 2832 в порядке, установленном действующим законодательством.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2010 года по делу N А19-10095/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И.СМОЛЯК

Судьи:

А.И.ЧУПРОВ

М.М.ШЕЛЕМИНА