Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2010 по делу N А33-19744/2010 Суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным решения Фонда социального страхования в части отказа в принятии к оплате пособия по временной нетрудоспособности в связи с нарушением фондом процедуры проведения выездной проверки и вынесения решения, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в виде невозможности представить возражения в связи с отсутствием расчета и приложений к акту проверки и решению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 г. N А33-19744/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Первушиной М.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ф.И.О. (доверенность N 142 от 28.12.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2010 года по делу N А33-19744/2010 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Щелокова О.С., суд апелляционной
инстанции: Демидова Н.М., Бычкова О.И., Колесникова Г.А.),

установил:

закрытое акционерное общество “Назаровское“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 27.10.2009 N 51с/с государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (фонд) в части непринятия к оплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 427 876 рублей 91 копейка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение фонда в части непринятия к оплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 797 рублей 39 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2010 года решение суда в части отказа в удовлетворении требований общества отменено, по делу принят новый судебный акт о признании недействительным решения фонда в части отказа в принятии к оплате пособия по временной нетрудоспособности в сумме 427 079 рублей 52 копейки.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебного акта в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о том, что обществу не было известно и понятно, какое правонарушение ему вменяется и чем оно подтверждается, какие правовые последствия это правонарушение влечет для него, а также неясно происхождение сумм, указанных в акте проверки, является ошибочным, поскольку расчет сумм расходов по 367 листкам нетрудоспособности представлен фонду самим обществом и идентичен расчету фонда.

Кроме того, из содержания возражений общества на акт проверки следует, что смысл и
содержание акта были ему понятны.

Как указано в кассационной жалобе, расчет общей суммы не принятых фондом расходов основан на исследовании в ходе проведения проверки первичной бухгалтерской и трудовой документации, а также листков нетрудоспособности и расчетов общества по ним. При этом спор о суммах или о порядке исчисления пособий между сторонами отсутствовал.

Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления апелляционного суда.

В судебном заседании представитель фонда подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 13503), однако своих представителей в судебное заседание не направило.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено арбитражным судом, филиал N 13 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал) провел документальную выездную проверку расходования обществом средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.07.2008 по 30.06.2009.

По результатам проверки филиал фонда составил акт от 07.09.2009 N 51 и вынес решение от 27.10.2009 N 51 с/с, которым, в том числе отказал в принятии к оплате пособий по временной нетрудоспособности в количестве
367 штук (в связи с выдачей и продлением листков временной нетрудоспособности медицинскими учреждениями Назаровского района без наличия лицензии) в сумме 427 876 рублей 91 копейки.

Вывод суда о признании недействительным названного решения в указанной части в связи с нарушением фондом процедуры проведения выездной проверки и вынесения решения от 27.10.2009 N 51с/с, повлекшим нарушение прав и законных интересов заявителя в виде невозможности представить возражения в связи с отсутствием расчета и приложений к акту проверки и решению фонда, является правильным.

Из пункта 17 Методических указаний о порядке проведения камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2003 N 87 (Методические указания о проведении проверок) следует, что описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств либо указание на отсутствие таковых.

По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены: период (месяц, год), к которому данное нарушение относится; оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах ордерах); характер нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем; ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах
бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

В Приложении N 1 к Методическим указаниям о порядке проведения проверок отмечено, что в решении о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний излагаются обстоятельства совершенного страхователем нарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; доводы, приводимые страхователем в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Апелляционным судом установлено, что в акте проверки и вынесенном на его основании решении фонда отсутствуют сведения, конкретизирующие нарушения законодательства, которые явились основанием отказа в принятии к возмещению каждого из листков нетрудоспособности, а именно: номера листков нетрудоспособности; фамилии работников; период нетрудоспособности; период начисления и включения пособия в расчетную ведомость; суммы выплат; размер непринятых расходов; характер нарушения, допущенного при назначении и выплате пособий.

При этом апелляционный суд правильно признал, что представленные на определение суда от 12 мая 2010 года пояснения от 03.06.2010 в виде реестра 366 листков нетрудоспособности не могут компенсировать отсутствие в акте проверки и в решении фонда вышеуказанных сведений, поскольку невозможно установить относимость всех перечисленных в названном реестре листков нетрудоспособности
к обстоятельствам дела.

Кроме того, апелляционным судом на основании исследования названного реестра от 03.06.2010 установлено несоответствие начисленных сумм пособия по каждому листку нетрудоспособности суммам, указанным в самих листках нетрудоспособности.

Таким образом, апелляционный суд пришел к обоснованном выводу о том, что допущенные фондом при проверке и вынесении решения от 27.10.2009 N 51с/с нарушения препятствуют установлению фактических обстоятельств дела, нарушают законодательство и права страхователя в виде лишения возможности проверить обоснованность выводов и осуществить защиту своих интересов, что является основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.

Учитывая изложенное, несостоятелен довод фонда о том, что смысл и содержание акта были понятны обществу, что подтверждается содержанием представленных обществом возражений на акт проверки.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2010 года по делу N А33-19744/2010 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

М.А.ПЕРВУШИНА

Н.М.ЮДИНА