Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А19-26427/09 В удовлетворении иска о признании недействительными записей о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО в отношении единственного участника общества, отказано правомерно, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации, так как юридическим лицом представлен полный пакет документов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2010 г. N А19-26427/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области Фроловой Н.В. (доверенность N 03-08/ от 11.01.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2010 года по делу N А19-26427/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Лешукова
Т.О., Никифорюк Е.О.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, МИФНС N 17 по Иркутской области) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - регистрирующий орган, ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска) о признании недействительными записей о государственной регистрации изменений от 13.10.2008 N 2083808160445, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью “АЛКО-Сервис“ (далее - общество, ООО “АЛКО-Сервис“) в отношении единственного участника общества, и N 2083808160423, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица в отношении директора общества.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2010 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц N 2083808160423, N 2083808160445 от 13.10.2008 было произведено на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения, поскольку представленные на регистрацию заявления формы N Р14001, N Р13001 содержали ложные сведения об адресе места регистрации заявителя, участника и руководителя ООО “АЛКО-Сервис“ Нагиева Рустама

Абидина оглы: г. Иркутск, ул. Пушкина, дом 20, квартира 11. Налоговая инспекция полагает, что данные сведения были представлены на основании поддельного штампа в паспорте.

Регистрирующим органом отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается
в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Участвующий в судебном заседании представитель МИФНС N 17 по Иркутской области поддержал доводы жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, ООО “АЛКО-Сервис“ зарегистрировано в качестве юридического лица 17.03.2005, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ОГРН 1053808011212.

Решением единственного участника общества Татаровым С.В. от 06.10.2008 постановлено продать 100% доли в уставном капитале общества, что составляет 10010000 рублей Нагиеву Рустаму Абидин оглы, о чем между указанными лицами заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале от 06.10.2008. Решением участника от 07.10.2008 обязанности директора ООО “АЛКО-Сервис“ возложены на Нагиева Рустама Абидин оглы и утвержден устав общества в новой редакции.

Обществом 07.10.2008 в ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска представлены: заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в отношении единственного участника общества и заявление по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении директора общества, с приложением необходимых документов. Указанные
документы содержали сведения об единственном участнике и директоре общества Нагиеве Рустаме Абидин оглы (паспорт <...>, выдан 13.05.2005 УВД Краснокаменского района Читинской области, адрес регистрации г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11).

По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом приняты решения от 13.10.2008 о государственной регистрации N 6091 и N 6090, на основании которых в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи за государственными регистрационными номерами 2083808160445 и 2083808160423, согласно которым единственным участником и директором общества является Нагиев Рустам Абидин оглы (паспорт <...>, выдан 13.05.2005 УВД Краснокаменского района Читинской области, адрес регистрации г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11).

Налоговая инспекция, полагая, что изменения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, произведены на основании представления обществом недостоверных сведений, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку обществом представлен полный пакет документов.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы суда обоснованными.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В соответствии со статьей 17 названного Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: а)
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 2 этой же статьи для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по утвержденной форме, в котором подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 9 данного Закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или
в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ отказ в государственной регистрации изменений допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Судами установлено и налоговой инспекцией не опровергнуто, что заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, что подтверждается распиской от 07.10.2008 N 6091 в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица, распиской от 07.10.2008 N 6090 в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.10.2009.

В связи с этим у регистрирующего органа отсутствовали установленные статьей 23 названного Закона основания для отказа в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице.

Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции о том, что адрес регистрации участника и директора общества Нагиева Рустама Абидина оглы (паспорт <...>, выдан 13.05.2005 УВД Краснокаменского района Читинской области) - г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11, является недостоверным, поскольку такой адрес не существует и соответствующий штамп в паспорте Нагиева Рустама

Абидина оглы является поддельным, судом кассационной инстанции не
могут быть приняты в качестве основания для удовлетворения требований налоговой инспекции.

Налоговой инспекцией не представлены надлежащие доказательства, соответствующие статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о том, что регистрирующему органу на момент государственной регистрации было известно о несоответствии действительности сведений об адресе регистрации Нагиева Рустама Абидина оглы.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает правильными выводы арбитражных судов о правомерности внесения регистрирующим органом оспариваемых записей в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений.

Обстоятельства, изложенные налоговой инспекцией в кассационной жалобе, о наличии в документах, представленных с заявлениями о государственной регистрации по форме N Р13001, N Р14001, недостоверных данных не могут быть признаны достаточными для признания недействительной соответствующей записи государственной регистрации изменений, вносимых в юридические документы юридического лица, и не связанной с внесением изменений в учредительные документы.

Довод налоговой инспекции о несогласии с выводами суда об уведомительном характере государственной регистрации, поскольку указанные виды регистрации носят заявительный характер не меняет суть выводов суда о возложении Законом о регистрации обязанности по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, на лица, обращающиеся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации, и установленных законом правовых последствиях представления недостоверных сведений.

Кроме того, налоговая инспекция, ссылаясь на необходимость соблюдения достоверности сведений федерального информационного ресурса и нарушение публичных прав и интересов неограниченного круга лиц и налоговых органов по осуществлению налогового контроля, не приводит обоснование, каким образом признание недействительной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, восстановит возможность осуществления налогового контроля и достоверность сведений о юридическом лице.

Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела дана оценка всем
доводам налоговой инспекции по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.

У кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебного акта, принятого в результате всестороннего и полного исследования доказательств и при правильном применении норм права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2010 года по делу N А19-26427/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

М.А.ПЕРВУШИНА