Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2010 по делу N А58-9742/2009 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении суммы НДС удовлетворены правомерно, так как представленные суду налогоплательщиком исправленные счета-фактуры подтверждают обоснованность заявленного к возмещению спорного налога в проверяемом налоговом периоде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2010 г. N А58-9742/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2010 года по делу N А58-9742/2009 (суд первой инстанции: Устинова А.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Искра Плюс“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия) (далее - инспекция,
налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 09.09.2009 N 54 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 21.12.2009 N 05-23/75/14108, в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года в сумме 3 879 864,71 рублей и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2010 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а также полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом необоснованно приняты в качестве надлежащих доказательств представленные налогоплательщиком в материалы дела счета-фактуры общества, исправленные путем их замены, что не предусмотрено Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Инспекция полагает, что решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость вынесено правомерно, поскольку на момент его принятия обществом не были представлены все необходимые и соответствующие требованиям законодательства документы.

В отзыве на кассационную
жалобу общество считает принятый судебный акт законным и обоснованным.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, инспекция ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителей, общество своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Инспекцией в отношении общества проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года. По результатам проверки составлен акт от 30.07.2009 N 1734. По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 09.09.2009 N 54, согласно которому обществу полностью отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 10 192 620 рублей.

Общество обжаловало указанное решение инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), решением Управления от 21.12.2009 N 05-23/75/14108 решение инспекции изменено: наименование решения изменено на “Решение об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, сумма отказа в возмещении налога в резолютивной части решения изменена на 3 886 812,99 рублей.

Не согласившись с решением инспекции от 09.09.2009 N 54, с учетом изменений, внесенных решением Управления от 21.12.2009, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что представленные суду налогоплательщиком исправленные счета-фактуры подтверждают обоснованность заявленного к возмещению налога на добавленную стоимость в проверяемом налоговом периоде.

Суд кассационной инстанции считает выводы Арбитражного суда Республики Саха
(Якутия) правильными.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество в проверяемый период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии со статьей 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные или выставленные с нарушением
порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе применения более низкой налоговой ставки или получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В соответствии с пунктами 3 и 4 названного постановления налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судом установлено и из материалов дела следует, что основанием для отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость послужили выводы налогового органа о несоответствии представленных обществом счетов-фактур требованиям пунктов 2, 5, 6 статьи 169 Кодекса. Налоговый орган не оспаривает реальность соответствующих хозяйственных операций общества, не доказано то, что представленные обществом документы были оформлены только с целью получения им налоговой выгоды в виде налоговых вычетов.

Обществом в суд было представлено заявление о приобщении к материалам дела исправленных и вновь оформленных спорных счетов-фактур: N 63 от 20.01.2009 - налог на добавленную стоимость в
сумме 6 750,05 рублей; N 282 от 15.02.2009 - налог в сумме 2 965,14 рублей; N 00000003 от 26.01.2009 - налог в сумме 305 084,76 рублей; N р0000114 от 06.03.2009 - налог в сумме 23 582,76 рублей; N 00000001 от 31.03.2009 - налог в сумме 3 384 448,93 рублей; N 00000002 от 31.03.2009 - налог в сумме 157 033,07 рублей. Общая сумма налога на добавленную стоимость к возмещению по названным счетам - фактурам составляет 3 879 864,71 рублей.

Возможность внесения исправлений в счета-фактуры предусмотрена пунктом 29 “Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, которым установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Общий порядок внесения исправлений в первичные документы приведен в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, в соответствии с которым в первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Однако, налоговое законодательство не содержит правовых норм, запрещающих налогоплательщикам производить замену счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обжалуемый судебный акт соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 N 267-О, в соответствии с которой налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли
эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета. Поэтому судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы налоговой инспекции о том, что данные документы не были представлены в ходе налоговой проверки обществом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении обществом условий для применения налоговых вычетов, предоставив оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса. Факт приобретения товаров, принятия их на учет налоговым органом не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о недействительности решения инспекции от 09.09.2009 N 54 (в редакции решения Управления от 21.12.2009) в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3 879 864,71 рублей.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2010 года по делу N А58-9742/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ