Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2010 по делу N А33-15898/2009 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания административного органа в части назначения наказания, поскольку фактически административное правонарушение совершено до вступления в силу федерального закона, которым введена в действие норма, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2010 г. N А33-15898/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелеминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 октября 2009 года по делу N А33-15898/2009 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Борисов Г.Н., Демидова Н.М.),

установил:

закрытое акционерное общество “Строительный холдинг “Мегаполис“ (далее - ЗАО “Строительный холдинг “Мегаполис“, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2009 N 19-09-042/пн Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее - административный орган, РО ФСФР России в ЦСР) по делу N 19-09-133/ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения административного наказания.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и изменено постановление от 14.05.2009 N 19-09-042/пн в части назначения административного наказания закрытому акционерному обществу “Строительный холдинг “Мегаполис“, признано назначенным административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2009 года решение суда оставлено без изменения.

РО ФСФР России в ЦСР обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 190, 193, 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод судов о неправомерном применении административным органом части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как не вступившей в законную силу на момент совершения административного правонарушения, указывая на неверное определение судами даты совершения правонарушения.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,
своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, РО ФСФР России в ЦСР заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие, в связи с чем дело слушается без участия представителей сторон.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 30 марта до 6 апреля 2010 года до 11 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение.

После перерыва представители сторон участия в судебном заседании также не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края, Третьим Арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО “Строительный холдинг “Мегаполис“ создано 21.01.2004 и зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 104240402940690.

Административным органом установлено, что общество не представило документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при его создании, в нарушение статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, пунктов 3.2.1, 3.2.2, 8.2.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утвержденных постановлением от 18.06.2003 N 03-30/пс Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации.

03.03.2009 РО ФСФР России в ЦСР вынесено предписание N 19-09-ВГ-03/0717 об устранении нарушений законодательства, в соответствии с
которым обществу предписано в срок не позднее 30 дней с даты получения предписания представить в РО ФСФР России в ЦСР документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при его создании. Предписание получено обществом 12.03.2009.

О невыполнении предписания РО ФСФР России в ЦСР в установленный срок не позднее 13.04.2009, административным органом составлен акт от 14.04.2009.

По факту невыполнения в установленный срок законного предписания РО ФСФР России в ЦСР 30.04.2009 в отношении ЗАО “Строительный холдинг “Мегаполис“ составлен протокол N 19-09-126/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением административного органа от 14.05.2009 N 19-09-042/пн общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Красноярского края с названным заявлением.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что административный орган, неверно исчислив срок представления документов, установленный предписанием, - 13.04.2009 вместо 11.04.2009, неправомерно квалифицировал неисполнение обществом предписания по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившей в силу 13.04.2009. Суды установив, что последним днем срока исполнения предписания административного органа является 11.04.2009, пришли к выводу, что фактически административное правонарушение совершено до вступления в силу Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ, которым введена в действие часть 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим суды посчитали, что оспариваемым постановлением от 14.05.2009 N 19-09-042/пн общество неправомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании закона, не действовавшего во время совершения административного правонарушения и отягчающего административную ответственность, что противоречит статье 1.7 Кодекса. Суды пришли к выводу, что бездействие общества по неисполнению предписания от 03.03.2009 N 19-09-ВГ-03/0717 образует объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (введена Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг“ в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг“ и вступила в силу 13.04.2009 по истечении 60 дней после дня официального опубликования).

В силу части 1 статьи 19.5 названного Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно положениям статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ
“О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг) одним из этапов процедуры эмиссии является государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг. Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утвержденных постановлением от 18.06.2003 N 03-30/пс Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации, действующих на момент учреждения общества (далее - Стандарты), определено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

Документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган: в течение месяца с даты государственной регистрации юридического лица, созданного в результате слияния, разделения, выделения или преобразования; не позднее трех месяцев с даты утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридического лица, к которому осуществляется присоединение (пункт 8.2.7 Стандартов).

В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите
прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ РО ФСФР России предоставлено право направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения.

Факт получения обществом предписания РО ФСФР в ЦСР от 03.03.2009 N 28545, законность этого предписания, а также факт его неисполнения в установленный срок подтверждается материалами дела и не оспаривались обществом.

Суды первой и апелляционной инстанций, надлежащим образом исследовав и оценив фактические обстоятельства данного конкретного дела, установили, что срок для представления документов согласно предписанию N 19-09-ВГ-03/0717, полученному обществом 12.03.2009, истек 11.04.2009 (суббота), поскольку у общества имелась возможность исполнить предписание административного органа в указанный день посредством направления документов по почте.

Таким образом, поскольку суды установили, что фактически административное правонарушение совершено до вступления в силу Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ, которым введена в действие часть 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды правомерно руководствовались положениями частей 1 и 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Так как оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности на основании закона, не действовавшего во время совершения административного правонарушения и отягчающего административную ответственность, и установив, что бездействие общества по неисполнению предписания от 03.03.2009 N 19-09-ВГ-03/0717 образует объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции обоснованно признали незаконным в части назначения административного наказания и изменили оспариваемое постановление от 14.05.2009 N
19-09-042/пн, решив считать назначенным в отношении общества административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса.

У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.

Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на положения статей 190, 193, 194 Гражданского кодекса Российской Федерации о неверном определении судами даты совершения правонарушения и неправильном неприменении части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверены, однако не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела. Кроме того, заявитель кассационной жалобы не учитывает, что на момент вынесения предписания РО ФСФР России в ЦСР от 03.03.2009 N 19-09-ВГ-03/0717 об устранении нарушений законодательства, ответственность за его неисполнение была предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное предписание и содержит предупреждение общества о том, что ответственность за его неисполнение предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса (л.д. 20).

Таким образом, выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта
1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 октября 2009 года по делу N А33-15898/2009 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА