Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2010 по делу N А10-2492/2009 В удовлетворении требований о признании недействительным размещения таможенным органом заказа по определению исполнителя в целях заключения государственного контракта на поставку горюче-смазочных материалов, обязании устранить нарушения прав отказано правомерно, поскольку доводы истца не соответствуют данным извещения о проведении запроса котировок и котировочной заявки победителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. N А10-2492/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Рудых А.И., Тютриной Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей: управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия - Ф.И.О. (доверенность от 25 декабря 2009 года N 01-45/4712), Ф.И.О. (доверенность от 15 июня 2009 года N 01-45/2684), Бурятской таможни - Ф.И.О. (доверенность от 11 января 2010 года N 05-13/001), общества с ограниченной ответственностью “РН-Карт-Бурятия“ - Ф.И.О. (доверенность от 11 января 2010 года N РНКБ-01/2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8
сентября 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года по делу N А10-2492/2009 (суд первой инстанции: Марактаева Е.Г.; суд апелляционной инстанции: Скажутина Е.Н., Григорьева И.Ю., Борголова Г.В.),

установил:

управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Бурятской таможне о признании недействительным размещения Бурятской таможней заказа по определению исполнителя в целях заключения с ним государственного контракта на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Бурятской таможни, обязании Бурятской таможни устранить допущенные нарушения закона путем отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.12.2008 N 35-08.

Определением суда первой инстанции производство по делу в части обязания ответчика устранить допущенные нарушения закона путем отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.12.2008 N 35-08 прекращено в связи с отказом управления от иска в данной части.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью “РН-Карт-Бурятия“ (далее - ООО “РН-Карт-Бурятия“).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года отменить, принять новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а именно: статей 11, 25, 43,
44, 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Судами не дана оценка приложению N 1 к извещению о запросе котировок, которое содержит отдельную графу о наличии АЗС, письму общества с ограниченной ответственностью “Адис-II“.

Заявитель считает, что несоответствие котировочной заявки ООО “РН-Карт-Бурятия“ требованиям извещения о запросе котировок подтверждается тем обстоятельством, что по данному основанию были привлечены к административной ответственности три сотрудника ответчика. Кроме того данный факт установлен в результате рассмотрения жалоб Советским районным судом г. Улан-Удэ и Верховным судом Республики Бурятия.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “РН-Карт-Бурятия“ доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность, принятые по делу судебные акты просило оставить без изменения.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители управления и ООО “РН-Карт-Бурятия“ подтвердили позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно, представитель Бурятской таможни против доводов заявителя возражал.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, 2 декабря 2008 года Бурятской таможней на официальном сайте опубликовано извещение N 35-08 о проведении запроса котировок на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Бурятской таможни.

В связи с подачей на день окончания срока подачи заявок лишь одной котировочной заявки от ООО “РН-Карт-Бурятия“ ответчиком
на сайте размещено извещение о продлении срока подачи котировочных заявок до 22.12.2008 16 часов 30 минут и направлены приглашения к участию в запросе котировок ООО “Байкальская топливная компания“, ЗАО “Байкальская региональная компания“, ООО “Адис-II“.

По результатам рассмотрения и оценки котировочной заявки единственного участника запроса ООО “РН-Карт-Бурятия“ признано победителем.

Ссылаясь на нарушения ответчиком при размещении запроса и рассмотрении котировочных заявок законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд, управление обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия доводов истца данным извещения о проведения запроса котировок и котировочной заявки победителя.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд исходил из аналогичных оснований.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа выводы судов первой и апелляционной инстанций считает законными и обоснованными в связи со следующим.

В обоснование иска управление указало на нарушение ответчиком при размещении заказа требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться, в том числе без проведения торгов путем запроса котировок.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при
котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).

Требования, предъявляемые к запросу котировок и к котировочной заявке изложены в статьях 43, 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы (части 1, 2 статьи 45 Федерального закона N 94-ФЗ).

Из извещения о проведении запроса котировок от 02.12.2008 N 35-08, размещенного Бурятской таможней на официальном сайте, усматривалось следующее: “Заказчик: Бурятская таможня имеет намерение осуществить способом запроса котировок поставку горюче-смазочных материалов для нужд Бурятской таможни. Источник финансирования: федеральный бюджет Российской Федерации. Краткая характеристика выполняемой поставки: поставка должна осуществляться во всех районах г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерске, Тункинском районе п. Кырен. Приобретение горюче-смазочных материалов должно осуществляться по безналичному расчету (путем обслуживания по пластиковым карточкам). Поставляемая продукция должна соответствовать ГОСТам в соответствии со Спецификацией (приложение N 1). Место поставки: г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерск, п. Кырен Тункинский район. Сроки поставки: с 01.01.2009 по 31.03.2009. Срок и условия оплаты услуг: безналичным перечислением -
предоплата 30% от общей суммы контракта на основании счета, окончательная оплата производится в течение 7 банковских дней следующих за отчетным на основании счета-фактуры и товарной накладной ежемесячно“.

Изучив представленное в материалы дела извещение о проведении запроса котировок судами установлено, что оно соответствует требованиям законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд.

Как следует из части 6 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Извещение о продлении запроса котировок до 16 часов 30 минут 22.12.2008 размещено на официальном сайте Бурятской таможни 16 декабря 2008 года.

Имеющиеся в материалах дела предложения о принятии участия в запросах котировок и письма ООО “Адис-II“, ООО “Байкальская топливная компания“, ЗАО “Байкальская региональная компания“ обоснованно приняты судами в качестве доказательств извещения потенциальных участников о продлении запроса котировок.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об исполнении ответчиком обязанностей, предусмотренных частью 6 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 47 указанного Федерального закона котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров,
работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Оценив котировочную заявку ООО “РН-Карт-Бурятия“ в соответствии с порядком, указанным в извещении о проведении запроса котировок, комиссия признала ее соответствующей извещению и действующему законодательству.

Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец не доказал, что оспариваемый запрос котировок проведен с нарушением требований, установленных законом.

Арбитражный суд Республики Бурятия и Четвертый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Доводы кассационной жалобы о ненадлежащей оценке доказательств фактически направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Ссылка заявителя на судебные акты Советского районного суда г. Улан-Удэ и Верховного суда Республики Бурятия в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года и постановление Четвертого
арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года по делу N А10-2492/2009 основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 года по делу N А10-2492/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

А.И.РУДЫХ

Н.Н.ТЮТРИНА