Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2010 по делу N А33-15210/2009 В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном за недекларирование по установленной форме товаров, отказано, поскольку доказательств того, что товар был реализован по иным ценам, или доказательств того, что он должен был декларироваться с указанием иной стоимости, в материалах дела не имеется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2010 г. N А33-15210/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей: от Красноярской таможни - Саргиной Е.В. (доверенность от 08.04.2009), от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Махинько О.М. (доверенность от 10.09.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Красноярской таможни на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года по делу N А33-15210/2009 (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Енисейской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров - структурного подразделения филиала “Федеральная пассажирская дирекция“ (далее - ОАО “РЖД“)
обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Красноярской таможни по делу об административном правонарушении N 10606000-209/2009 от 14.08.2009.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда в связи с неправильным применением норм материального и норм процессуального права, Красноярская таможня оспаривает вывод суда о неправильном определении стоимости предмета административного правонарушения, указывая на соответствие методов ее определения положениям статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и Методике определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России, зарегистрированной в Реестре методических материалов по судебной экспертизе Минюста России за N 002ЭМ/СЭ.

В связи с изложенными обстоятельствами Красноярская таможня просит об отмене обжалуемого судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “РЖД“ отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель таможни подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ОАО “РЖД“ поддержал возражения против ее доводов.

Как следует из материалов дела, при проведении Красноярской таможней проверки документов и сведений по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства о декларировании припасов, перемещаемых международным пассажирским поездом N 257/258, следующим по маршруту “Красноярск - Симферополь - Красноярск“, установлено, что 06.09.2008 в вагоны, пришедшие со станции Красноярск, помещались припасы - продукты питания на
сумму 290063 рубля 40 копеек, что подтверждается ведомостями на отпуск товара со склада комбината питания N 526 от 06.09.2008, N 739 от 06.09.2008, N 527 от 06.09.2008, N 38 от 06.09.2008, N 2320 от 06.09.2008.

Согласно информации Белгородской таможни по декларации транспортного средства N 10101020/100908/ЭКП3107 к таможенному оформлению представлены припасы на сумму 121124 рубля 75 копеек, отпущенные со склада на основании ведомости N 526 от 06.09.2008.

В соответствии с информацией ОАО “РЖД“ товар по акту о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица от 06.09.2008 N 527 продекларирован при пересечении таможенной границы Российской Федерации полностью; товар, указанный в актах N 739 от 06.09.2008 и N 38 от 06.09.2008, декларировался частично; товар, указанный в дневном заборном листе N 2320 от 06.09.2008 не декларировался.

При проверке актов, представленных Белгородской таможней и Красноярским комбинатом питания, данные факты подтвердились.

По факту недекларирования припасов на сумму 23345 рублей, указанных в дневном заборном листе N 2320 от 06.09.2008, и алкогольных напитков, указанных в актах N 739 от 06.09.2008 и N 38 от 06.09.2008, в отношении ОАО “РЖД“ составлен протокол об административном правонарушении N 10606000-209/2009 от 03.07.2009.

Постановлением Красноярской таможни по делу об административном правонарушении N 10606000-209/2009 от 14.08.2009 ОАО “РЖД“ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 11672 рубля 50 копеек за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, выразившегося в недекларировании припасов, подлежащих декларированию - продуктов питания, указанных в дневном заборном листе N 2320 от 06.09.2008, и алкогольных напитков, указанных в актах N
739 от 06.09.2008 и N 38 от 06.09.2008.

Суд, сделав вывод о наличии в действиях ОАО “РЖД“ события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, вместе с тем признал незаконным и отменил вышеуказанное постановление в связи с неправильным определением размера административного штрафа, квалифицировав это как существенное нарушение, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) товары, подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

Согласно статье 264 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524 “Об установлении таможенного режима перемещения
припасов“ и приказом ГТК Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 “О таможенном режиме перемещения припасов“, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений (далее - Приказ N 1000), установлен порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации припасов - товаров, предназначенных, в том числе, для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет.

Декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой принимается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах (пункт 2).

Как видно из материалов дела, факт недекларирования припасов - продуктов питания, указанных в дневном заборном листе N 2320 от 06.09.2008, и алкогольных напитков, указанных в актах N 739 от 06.09.2008 и N 38 от 06.09.2008, установлен таможенным органом, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается заявителем.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) является недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса.

При таких обстоятельствах Арбитражным судом Красноярского края сделан правильный вывод о наличии в деянии ОАО “РЖД“ состава указанного правонарушения.

Санкцией части 1
статьи 16.2 КоАП Российской Федерации в отношении юридических лиц предусмотрено наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Постановлением Красноярской таможни по делу об административном правонарушении N 10606000-209/2009 от 14.08.2009 ОАО “РЖД“ назначен штраф в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составило в сумме 11672 рубля 50 копеек.

При определении размера административного штрафа таможенный орган руководствовался заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала г. Иркутска Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы N 2-0-2046-09 от 25.05.2009, где стоимость товаров определена на основании информации о ценах на продукты питания, указанной в ведомостях на отпуск товара со склада Красноярским комбинатом питания N 739 от 06.09.2008, N 527 от 06.09.2008, N 38 от 06.09.2008 и копии дневного заборного листа N 2320 от 06.09.2008 (использована цена реализации и закладки в калькуляцию блюд). Доказательств того, что товар, явившийся предметом административного правонарушения, был реализован по иным ценам, или доказательств того, что он должен был декларироваться с указанием иной стоимости, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неправильном определении Красноярской таможней в оспариваемом постановлении размера административного штрафа, исчисленного исходя из стоимости предмета административного правонарушения, является ошибочным, а признание постановления незаконным и его отмену по этому основанию следует признать незаконным.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда по настоящему делу принято с нарушением норм материального права, что
в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года по делу N А33-15210/2009 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ о признании незаконным и отмене постановления Красноярской таможни по делу об административном правонарушении N 10606000-209/2009 от 14 августа 2009 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

А.И.ЧУПРОВ