Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 30.11.2010 N КА-А40/15133-10 по делу N А40-8332/10-20-103 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль, ссылаясь на добровольный характер произведенных расходов, связанных с квотированием рабочих мест для молодежи. Решение: Требование удовлетворено, поскольку произведенные обществом выплаты по квотированию рабочих мест для молодежи являются обязательными и непосредственно связаны с производством и реализацией, в связи с чем обоснованно включены обществом в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2010 г. N КА-А40/15133-10

Дело N А40-8332/10-20-103

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.

судей Буяновой Н.В., Власенко Л.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) МГУП “Мосводоканал“: Кочуровский А.А. (дов. N 246-Д-юр от 01.01.2010 г.);

от ответчика МИ ФНС России N 48 по г. Москве: Мостовой К.В. (дов. N 03-11/10-88 от 15.10.2010 г.), Воротилова Ю.С. (дов. N 03-11/10-54 от 01.06.2010 г.);

рассмотрев 29 ноября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от
08 июня 2010 г.

принятое Бедрацкой А.В.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2010 г.

принятое Сафроновой М.С., Марковой Т.Т., Яковлевой Л.Г.

по делу N А40-8332/10-20-103

по иску (заявлению) МГУП “Мосводоканал“

к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве

о признании недействительным решения

установил:

21 сентября 2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве (Межрайонная ИФНС России N 48 по г. Москве) принято решение N 13-19/75, которым отказано в привлечении Московского государственного унитарного предприятия “Мосводоканал“ (МГУП “Мосводоканал“) к налоговой ответственности и доначислены суммы налога на прибыль за 2008 год в размере 4 476 891 руб. (т. 1 л.д. 9 - 16).

Указанное решение принято на основании акта камеральной налоговой проверки от 10 июля 2009 г. N 13-19.1/50 (т. 1 л.д. 17 - 19).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (УФНС России по г. Москве) решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения (т. 1 л.д. 23 - 24).

Считая указанное решение незаконным, МГУП “Мосводоканал“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 июня 2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2010 г., требования удовлетворены по заявленным основаниям.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 48 по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права, регулирующие порядок налогообложения по налогу на прибыль.

В отзыве на кассационную жалобу МГУП “Мосводоканал“ считает принятые судебные акты законными, просит кассационную жалобу отклонить.

В заседании кассационной
инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МГУП “Мосводоканал“ возражал против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов проверяется по доводам кассационной жалобы.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 7.1 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации“ к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

На уровне субъекта Федерации - города Москвы такая программа утверждена Постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2008 г. N 133-ПП “О программных мероприятиях по содействию занятости населения города Москвы на 2008 год“. Программой предусматривается создание рабочих мест для инвалидов и молодежи путем реализации Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 “О квотировании рабочих мест“ (п. 12.6 Программных мероприятий).

Частью 1 ст. 2 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 “О квотировании рабочих мест“ предусмотрено, что в городе Москве осуществляется квотирование рабочих мест для следующих категорий молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет,
высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Частью 3 ст. 2 названного Закона определено, что выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 настоящей статьи, считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Статьей 4 того же Закона предусмотрена обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи.

В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации суммы обязательных платежей относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Из приведенных норм следует, что расходы налогоплательщика, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, могут уменьшать полученные им доходы при условии, что данные расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из
того, что заявитель правомерно включил в состав расходов по налогу на прибыль за 2008 год расходы на квотирование рабочих мест для указанных в Законе категорий молодежи.

Об этом свидетельствует следующее.

Так, судами установлено, что заявитель в состав расходов, отраженных по строке 040 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год, включил расходы на квотирование рабочих мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, которые составляют 18 653 712 руб.

Уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в бюджет субъекта Федерации является одним из способов реализации государственных гарантий социальной защиты категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, и осуществляется в рамках городских программ содействия занятости населения.

Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность организации осуществлять выплаты по квотированию рабочих мест для молодежи, и, следовательно, такие выплаты являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

Связь произведенных расходов с производством и реализацией обусловлена необходимостью уплачивать компенсационную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности, создании рабочих мест в целях ведения хозяйственной деятельности и при выполнении квоты по приему на работу молодежи.

Учитывая изложенное, следует признать, что произведенные МГУП “Мосводоканал“ выплаты по квотированию рабочих мест для молодежи являются обязательными и непосредственно связаны с производством и реализацией, в связи с чем обоснованно включены предприятием в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.

В кассационной жалобе налоговый орган указывает на добровольный характер произведенных расходов, связанных с квотированием рабочих мест для молодежи.

Приведенный довод был
предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.

Отклоняя приведенный довод, суды исходили из того, что решением Московского городского суда от 16 мая 2005 г., измененным Определением Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 5-Г05-45, часть 3 статьи 2 Закона г. Москвы “О квотировании рабочих мест“ признана недействующей в части слов “либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве, на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы“ в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Верховного Суда РФ N 5-Г05-45 имеет дату 10.08.2005, а не 10.08.2008.

В отношении платежей по квотированию рабочих мест для молодежи, обязанность по их внесению в бюджет г. Москвы сохранилась и после вынесения Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2008 г. по делу N 5-Г05-45.

Выводы суда являются правильными.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 июня 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2010 г. по делу N А40-8332/10-20-103 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.А.ШУРШАЛОВА

Судьи

Н.В.БУЯНОВА

Л.В.ВЛАСЕНКО