Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2010 N КГ-А40/11968-10 по делу N А40-19619/10-92-87 Требование: О признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок. Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в оформлении договора аренды на земельный участок, основываясь на том, что общество не относится к числу лиц, обладающих правом на бесконкурсное получение в аренду земельных участков. Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом соблюден установленный земельным законодательством порядок выбора земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 г. N КГ-А40/11968-10

Дело N А40-19619/10-92-87

резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2010 г.

в полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Петровой Е.А.

судей Бусаровой Л.В. и Русаковой О.И.

при участии в заседании:

от заявителя - не явился, извещен;

от ответчика - Морозов И.Н. по дов. N 33-и-3003/09 от 25.12.09 г., Валеева И.Р. по дов. N 33-и-3040/9 от 25.12.09 г.;

рассмотрев 6 октября 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы

на решение от 22 апреля 2010 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Уточкиным И.Н.,

и постановление от 13 июля 2010 года

Девятого арбитражного
апелляционного суда,

принятое судьями Пронниковой Е.В., Векличем Б.С., Поташовой Ж.В.,

по заявлению ОАО “Городская информационно-справочная служба“

об оспаривании отказа в оформлении земельно-правовых отношений

к ДЗР г. Москвы

установил:

ОАО “Городская информационно-справочная служба“ (далее - ОАО “ГИСС“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, вл. 21, оформленного письмом от 13.11.2009 г. N 33-5Т4-1584/9-(0)-1, и об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы заключить договор аренды указанного земельного участка.

Требования заявлены со ссылкой на положения ст. 198 АПК РФ, ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.03 г. N 27 “О землепользовании и земельной застройке в городе Москве“, п. 8.3 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 г. N 253-ПП “О развитии городской информационно-справочной системы Москвы“ и мотивированы тем, что ответчик необоснованно отказал в оформлении договора аренды земельного участка, не принял во внимание, что земельный участок предоставлен ОАО “ГИСС“ с предварительным согласованием места размещения объекта, что исключает применение норм земельного законодательства об обязательном участии в конкурсе.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 июля 2010 г. требования удовлетворены частично: отказ в оформлении земельно-правовых отношений признан незаконным, требование об обязании ДЗР г. Москвы заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, вл. 21, оставлено без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2010 г. N 09АП-14684/2010-АК изменено, резолютивная часть решения дополнена выводом об обязании ДЗР г. Москвы устранить допущенные нарушения
прав и законных интересов ОАО “ГИСС“ путем подготовки и направления в адрес ОАО “ГИСС“ проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, вл. 21.

Решение и постановление мотивированы наличием у заявителя права на оформление земельно-правовых отношений вне конкурса в связи с предоставлением земельного участка на условиях предварительного размещения объекта.

В кассационной жалобе ДЗР г. Москвы (в лице ТУ в ЮЗАО г. Москвы) просит решение и постановление отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку считает, что суды не приняли во внимание, что земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предварительного согласования мест размещения объекта в случаях, когда речь идет не о строительстве, а о размещении некапитальных объектов, в связи с чем единственным условием предоставления испрашиваемого земельного участка является процедура участия в конкурсе.

В судебном заседании представители заявителя жалобы поддержали доводы кассационной жалобы, представитель ОАО “ГИСС“, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, что с учетом ч. 3 ст. 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “ГИСС“ просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что доводы жалобы мотивированы ссылками на законодательство, регулирующее предоставление земельных участков для размещения капитальных строений, в то время как по настоящему делу рассматривается вопрос о предоставлении земельного участка для размещения некапитального объекта.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов суда фактическим
обстоятельствам, установленным по делу, кассационная инстанция пришла к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене в связи со следующим.

Предметом обжалования по настоящему делу является отказ ДЗР г. Москвы в оформлении ОАО “ГИСС“ земельно-правовых отношений (заключении договора аренды) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, вл. 21, по мотиву невозможности бесконкурсного предоставления указанного земельного участка, оформленный письмом от 3.11.09 г. N 33-5Т4-1584/9-(0)-1.

В соответствии ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта (решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции, изменивший решение в соответствующей части, в полном объеме установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применили нормы права, на основании чего сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемый отказ в оформлении земельно-правовых отношений не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО “ГИСС“.

Судами установлено, что на основании п. 2 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать
в 2001 - 2003 годах согласованные ОАО “ГИСС“ земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.

Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО “ГИСС“ в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП “Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу“.

П. 7.1 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП Московскому земельному комитету (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов города Москвы) предписано заключать с ОАО “ГИСС“ в установленном порядке договоры аренды земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации.

Во исполнение указанных Постановлений Правительства Москвы ДЗР г. Москвы издано распоряжение от 22.07.09 г. N 3587 “Об утверждении схемы границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Ферганская, вл. 21“, согласно которому разрешенным использованием земельного участка является размещение на нем объектов торговли (том 1, л.д. 66).

Таким образом, судами установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ферганская, вл. 21, предоставлен ОАО “ГИСС“ на основании предписаний нормативно-правовых актов Правительства Москвы с предварительным согласованием размещения на земельном участке справочных киосков городской информационно-справочной системы.

В силу пунктов 2 и 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в
аренду.

Признавая незаконным отказ в оформлении договора аренды на земельный участок, суды пришли к правильному выводу о соблюдении ОАО “ГИСС“ установленного земельным законодательством порядка выбора земельного участка.

В этой связи подлежит отклонению как необоснованный довод кассационной жалобы о том, что ОАО “ГИСС“ не относится к числу лиц, обладающих правом на бесконкурсное получение в аренду земельных участков.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Москвы от 16.12.2008 имеет N 1139-ПП, а не N 1139.

Довод кассационной жалобы о необходимости применения при рассмотрения настоящего дела положений Постановления Правительства Москвы от 16.12.08 г. N 1139 “Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объект, не являющихся объектом капитального строительства“ также отклоняется, поскольку указанный нормативный акт, устанавливающий конкурсный порядок размещения некапитальных объектов, издан после принятия Постановлений Правительства от 13.02.2001 N 133-ПП, от 11.04.2006 N 253-ПП, которыми уже согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка ОАО “ГИСС“.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, что в силу ст. 287 АПК РФ недопустимо.

Учитывая, что постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, то подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 13 июля 2010 года по делу N А40-19619/10-92-87 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Е.А.ПЕТРОВА

Судьи

Л.В.БУСАРОВА

О.И.РУСАКОВА