Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 18.08.2010 N КА-А40/9165-10 по делу N А40-143185/09-154-936 Требование: О признании недействительными решения антимонопольного органа о признании обоснованной жалобы на действия конкурсной комиссии в части отказа в допуске к участию в конкурсе и предписания об устранении нарушений. Обстоятельства: Обществу отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с тем, что заявка не соответствует конкурсной документации и требованиям закона. Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявка участника размещения заказа на участие в конкурсе не была подписана лицом, имеющим полномочия на ее подписание.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2010 г. N КА-А40/9165-10

Дело N А40-143185/09-154-936

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Кузнецова А.М. и Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от заявителя ФМБА России Оболенской Н.В. по доверенности от 15 января 2010 г. N 32/4

от ответчика ФАС России Семенова Р.В. по доверенности от 10 марта 2010 г. N ИА/6208

рассмотрев 11 августа 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ФАС России

на решение от 15 февраля 2010 г.

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Локайчук Т.М.

на постановление от 04 мая 2010 г.

Девятого арбитражного
апелляционного суда

принятое судьями Москвиной Л.А., Гончаровым В.Я., Захаровым С.Л.

по делу N А40-143185/09-154-936

по заявлению Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России)

о признании незаконными решения и предписания

к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)

третье лицо ООО “Инваинжиниринг“

установил:

ФМБА России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 27 июля 2009 года по делу N К-499/09.

В качестве третьего лица по делу привлечено ООО “Инваинжиниринг“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2010 года, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решение и предписание признаны незаконными и отменены.

В кассационной жалобе ФАС России просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

При этом антимонопольный орган считает, что решение и предписание приняты правомерно и не нарушают права и законные интересы заявителя.

В отзыве на кассационную жалобу ФМБА России возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель ФАС России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФМБА России возражал против ее удовлетворения.

Представитель ООО “Инваинжиниринг“, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Арбитражные суды установили, что ФМБА России в ходе проведения процедур открытого конкурса N 61 на право
заключения государственного контракта на размещение материалов в рамках реализации комплекса мероприятий по пропаганде массового донорства крови и ее компонентов в России на 2009 год (медиа-размещение) отказало в допуске к участию в конкурсе заявки участника размещения заказа ООО “Инваинжиниринг“.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17 июля 2009 года N 090611/002329/119/2 заявке ООО “Инваинжиниринг“ отказано в допуске к участию конкурсе в связи с тем, что данная заявка не соответствует пункту 4.1.2 конкурсной документации, а также требованиям Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, а именно заявка на участие в конкурсе не подписана участником размещения заказа.

ООО “Инваинжиниринг“ обратилось с жалобой в ФАС России.

27 июля 2009 года Комиссия ФАС России решением признала жалобу участника размещения заказа обоснованной в части отказа в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов, поскольку ООО “Инваинжиниринг“ представило заявку на участие в конкурсе с описью входящих в ее состав документов, данная заявка скреплена печатью ООО “Инваинжиниринг“ и подписана уполномоченным лицом, что соответствует пункту 4.1.2 конкурсной документации и части 2.2 статьи 35 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, ввиду чего решение Единой комиссии заказчика об отказе ООО “Инваинжиниринг“ в допуске к участию в конкурсе является нарушением части 2 статьи 12 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

ФАС России 27 июля 2009 года вынесла предписание заказчику и Единой комиссии об устранении нарушения
законодательства о размещении заказов в части отмены протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17 июля 2009 года N 090611/002329/119/2, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 22 июля 2009 года N 090611/002329/119/3, а также предписала провести процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе и процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

ФМБА России исполнило выданное ФАС России предписание от 27 июля 2009 года по делу N К-499/09.

Согласно статье 12 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

При этом отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.

В соответствии частью 1 статьи 25 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Частью 3.3 статьи 25 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ установлен исчерпывающий перечень требований предъявляемых к оформлению заявки, а именно все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие
в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что требования к самому оформлению тома заявки на участие в конкурсе, ООО “Инваинжиниринг“ были выполнены в полном объеме в соответствии с Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и требованиями конкурсной заявки.

Однако сама заявка участника размещения заказа на участие в конкурсе (заявление) не была подписана лицом, имеющим полномочия для ее подписания от имени участника размещения заказа.

Таким образом, опровергая выводы ответчика, изложенные в оспариваемом решении, суды обоснованно
пришли к выводу о том, что заявка и том заявки на участие в конкурсе являются отдельными документами и подписываются вне зависимости друг от друга.

В соответствии с конкурсной документацией содержащаяся в ней примерная форма (образец) заявки на участие в конкурсе содержит строки для подписи участником размещения такой заявки, соответственно, такая форма должна быть соблюдена не только потому что утверждена государственным заказчиком, а в соответствии с прямым правилом, установленным частью 3.3 статьи 25 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Кроме того наличие должным образом подписанных и заверенных участником размещения заказа документов в составе заявки на участие в конкурсе свидетельствует о непосредственном волеизъявлении такого участника размещения заказа, подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки документов и сведений.

Довод ответчика о том, что оспариваемые решение и предписание не нарушают права и законные интересы заявителя, несостоятелен, поскольку ФМБА России в ходе проведения дальнейших (следующих) процедур размещения заказа должно руководствоваться незаконными решением и предписанием ФАС России от 27 июля 2009 года по делу N К-499/09, что может повлиять на итоги размещения заказов, в том числе привести к неправильному определению победителей торгов.

Кроме этого, суды правильно посчитали, что поскольку размещение заказов и проведение конкурсных процедур является для ФМБА России постоянно исполняемой функцией, а оспаривание решения и предписания ФАС России должно способствовать дальнейшему законному и правомерному исполнению указанной функции в целях единообразия применения Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, а также недопущения нарушений данного Закона.

При таких обстоятельствах, обжалуемые
решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2010 года по делу N А40-143185/09-154-936 оставить без изменения, а кассационную жалобу ФАС России без удовлетворения.

Председательствующий судья

М.Р.АГАПОВ

Судьи

А.М.КУЗНЕЦОВ

Р.Р.ЛАТЫПОВА