Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2010 г. N КГ-А41/6145-10-1,2,3,4,5,6 по делу N А41-16606/09 Требование: О признании недействительными аукциона и заключенных по его результатам договоров аренды. Обстоятельства: На основании приказов уполномоченного органа был проведен лесной аукцион по продаже права аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности. По результатам аукциона с победителями торгов заключены договоры аренды. Антимонопольный орган вынес решение о нарушении закона в части ограничения доступа потенциальных участников к участию в аукционе. Решение: Требование удовлетворено, поскольку организатором аукциона были нарушены процедура подготовки и проведения аукциона, а также интересы собственника имущества, заинтересованного в продаже прав аренды этого имущества за возможно более выгодную цену.

л к ошибочному выводу об обоснованности довода ФАС России о том, что аукционная документация по проведению оспариваемого аукциона не содержит сведений о порядке подачи заявки на участие в аукционе, а также о том, что вывод суда первой инстанции о соответствии аукционной документации требованиям закона не соответствует обстоятельствам дела, и, якобы, не подтверждается доказательствами, находящимися в материалах дела.

Однако, Мослесхозом в материалы дела представлен приказ N 7 от 10.10.2007 о проведении оспариваемого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, а также весь пакет аукционной документации, которые исследовались судом первой инстанции в и совокупности и взаимосвязи со
всеми иными доказательствами и документами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем основания для переоценки выводов суда первой инстанции при принятии обжалуемого постановления, у суда апелляционной инстанции отсутствовали.

Заявитель также сослался на то, что аукционная документация по проведению оспариваемого аукциона содержала исчерпывающие сведения о порядке подачи заявки на участие в аукционе, а какой-либо особый порядок подачи заявок отсутствовал.

Кроме того, соответствие действующему законодательству положений, в том числе и приказа N 7 от 10.10.2007 о проведении оспариваемого аукциона, устанавливающего, в том числе, порядок и время подачи заявок на участие в аукционе, являлось предметом судебного исследования в решении Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2008 по делу N А40-58255/07-94-398, которым ФГУ “Звенигородский лесхоз“ отказано в удовлетворении требований о признании незаконными полностью с момента издания приказов N 4 от 08.10.2007, N 6 от 10.10.2007, N 7 от 10.10.2007 о проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.

В тексте документа, видимо, допущены опечатки: Определение ВАС РФ от 15.07.2008 имеет N 7585/08, а не N 185/08, и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 имеет N 09АП-1660/2008-АК, а не N 09АП-1160/2008-АК.

Указанное решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 N 09АП-1160/2008-АК, а также постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.05.2008 N КА-А40/3599-08. Определением ВАС РФ от 15.07.2008 N 185/08 по делу N А40-58255/2007-94-398 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе
заявитель указал и на то, что при принятии обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции по настоящему спору не имелось ни одного достоверно и доказательно установленного факта нарушения Мослесхозом правил проведения торгов, ни по одному из лотов оспариваемого аукциона, но при этом, имелись вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие отсутствие указанных нарушений.

Также заявитель указал на то, что вступившим в законную силу решением Симоновского районного суда г. Москвы от 12.08.2008 г. в удовлетворении исковых требований Ф.И.О. и Ф.И.О. к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, Ф.И.О. и ООО “ЛигалИнвест“ с участием ФАС России о признании незаконными действий по ограничению допуска лиц, желающих принять участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды участка земель лесного фонда с датой объявленного проведения 19.12.2007 г., признании недействительными протокола приема заявок на участие в аукционе, решения об утверждении состава участников аукциона и результатов аукциона, признании недействительными договоров аренды участков земель лесного фонда, заключенных по лотам N 15 и 19 и обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве организовать аукцион по продаже права на заключение договора аренды земель лесного фонда отказано, так как истцами не представлены достаточные и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что им намеренно было отказано в приеме и регистрации заявок на участие в аукционе с объявленной датой 19.12.2007. При этом указанным решением установлено, что установленный Мослесхозом срок принятия заявок на участие в аукционе не нарушает действующее законодательство и не противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим порядок проведения лесных аукционов.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Заявитель, кроме того, полагает, что при этом выводы суда апелляционной инстанции о том, что время приема заявок в количестве 4 (четырех) часов оказалось недостаточным для приема Мослесхозом заявок на участие в оспариваемом аукционе от всех желающих подать такие заявки, а организатор торгов, действуя добросовестно и разумно, должен был предвидеть, что заявки на участие в аукционе по 20 лотам за 4 часа все желающие подать не смогут, не соответствуют материалам дела, так как фактически на каждый лот претендовало более 2 (двух) - 3 (трех) лиц, а по лоту N 18 - претендовал только один участник - ООО “Спортивный клуб “ДИНАМО“; в связи с чем, договор аренды в соответствии со ст. 80 Лесного кодекса РФ заключен с единственным участником аукциона.

Кроме того, доводы, изложенные в решении антимонопольного органа о том, что факт ограничения доступа к участию в лесных аукционах по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда якобы подтверждается письмом Мослесхоза в адрес Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 04/2374, а также информацией журнала регистрации заявок на участие в аукционе, которая представлена истцом в материалы дела не соответствуют сведениям, указанным в данных документах.

Заявитель в кассационной жалобе указал также на то, что судом первой инстанции при принятии решения правомерно учтено то обстоятельство, что антимонопольный орган, оспаривая аукцион, назначенный на 19.12.2007, не оспаривает аукцион, назначенный на
18.12.2007, поясняя это тем, что жалоб на этот аукцион не поступало, а факты недопуска к подаче заявок потенциальных участников на участие в аукционе, назначенном на 18.12.2007 г. ничем не подтверждены, так как по аукциону, проводимому 18.12.2007 г., где заявки подавались 10.12.2007 г., в ФАС России не поступали обращения и жалобы физических и юридических лиц.

Однако, организация приема заявок на аукцион, назначенный на 18.12.2007 г., осуществлялась Мослесхозом 10.12.2007 г. аналогично приему заявок 12.12.2007 г. на оспариваемый аукцион, назначенный на 19.12.2007 г.

При этом, не установив в решении антимонопольного органа, кому конкретно создавались препятствия или оказывались преимущества в подаче заявок, и, указывая на создание ограничений к доступу к участию в лесном аукционе, назначенном на 19.12.2007 г. лишь из совокупности неких обстоятельств, истцом аргументированно и доказательно не обосновано отсутствие нарушений при организации подачи заявок 12.12.2007 г. на аукцион, назначенный на 18.12.2007, что так же подтверждает необоснованность исковых требований.

Таким образом, довод антимонопольного органа, изложенный в апелляционной жалобе и дословно воспроизведенный в обжалуемом постановлении, о том, что права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в районе Рублевского шоссе сроком на 49 лет проданы ограниченному кругу лиц по стартовым ценам (450-650 рублей за сотку), при рыночной стоимости более 5 тысяч долларов за сотку, является неправомерным, не соответствующими действительности и не имеющими никакого доказательного обоснования, так как лесные участки, расположенные именно в районе Рублевского шоссе, которые предоставлены в аренду по результатам торгов являлись предметом аукциона, назначенного на 18.12.2007, по которому у антимонопольного органа не имеется никаких претензий.

5). от ООО “Аронсо“, в которой заявитель кассационной жалобы сослался на то,
что суд апелляционной инстанции посчитал установленным тот факт, что Мослесхозом организован прием заявок таким образом, что не все желающие принять участие в аукционе смогли подать соответствующие.заявки, поскольку при наличии единого пропускного режима в здание по Варшавскому шоссе д. 39, установленного балансодержателем, 12 декабря 2007 Мослесхоз осуществлял заменяющий основной пропускной режим, и при этом в общем порядке разовые пропуска в Мослесхоз (через бюро пропусков Управления Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) 12 декабря 2007 года не оформлялись, а данную функцию по разрешению на проход в здание, где располагается Мослесхоз, взяли на себя представители организатора торгов, не подтверждены никакими доказательствами, которые бы имелись в материалах дела и исследовались в судебном заседании, ввиду отсутствия таковых.

По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции при принятии решения правомерно и обоснованно принято во внимание, что антимонопольный орган, оспаривая аукцион, назначенный на 19.12.2007, не оспаривает аукцион назначенный на 18.12 2007, поясняя это тем, что жалоб на этот аукцион не поступало, а факты недопуска к подаче заявок потенциальных участников на участие в аукционе, назначенном на 18.12.2007 г. ничем не подтверждены.

Кроем того, заявитель ссылается на то, что антимонопольный орган, не установив в своем решении, кому конкретно создавались препятствия или оказывались преимущества в подаче заявок, и, вменяя ответчику-1 создание ограничений к доступу к участию в лесном аукционе, назначенном на 19.12.2007 г., не указывает на наличие нарушений при организации подачи заявок 10.12.2007 на аукцион, назначенный на 18.12.2007, что, безусловно, подтверждает необоснованность исковых требований и соответствие аукционной документации требованиям закона.

Также является необоснованным довод, указанный в обжалуемом судебном акте, о том, что сотрудники Мослесхоза по
телефону, указанному в извещении о проведении аукциона 8(499)615-98-89, записывали желающих подать заявку на участие в лесном аукционе в список, по которому осуществлялся проход заявителей в здание Мослесхоза в день, указанный в извещении о проведении аукциона, для подачи заявок на участие в лесном аукционе, так как пропуск на проход в любую из организаций, расположенных в здании, где располагается Мослесхоз, и по любому вопросу, оформляется либо путем заявки по телефону, либо при личном обращении в бюро пропусков.

Вывод, суда апелляционной инстанции о том, что не все желающие смогли подать заявки на участие в аукционе для реализации своего права на участие в аукционе ввиду того, что не были включены в список, по которому осуществлялся пропуск лиц для подачи заявок на участие в оспариваемом аукционе, также является несостоятельным, так как доказательства наличия такового списка для подачи заявок, а также осуществления пропуска лиц по спискам на подачу заявок отсутствуют.

Кроме того, установление конкретно определенного времени для подачи заявок не противоречило действующему на момент проведения аукциона законодательству и не нарушало права лиц, обеспечивших своевременную явку своих представителей для подачи заявки в установленное аукционной документацией сроки.

При этом выводы суда апелляционной инстанции о том, что время приема заявок в количестве 4 часов оказалось недостаточным для приема Мослесхозом заявок на участие в оспариваемом аукционе от всех желающих подать такие заявки, а организатор торгов, действуя добросовестно и разумно, должен был предвидеть, что заявки на участие в аукционе за 4 часа все желающие подать не смогут, не соответствует материалам дела, так как фактически на каждый лот претендовало не более 2 (двух) - 3
(трех) лиц, что подтверждается материалами дела, в том числе и сведениями об уплате задатков.

Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что аукционная документация по проведению оспариваемого аукциона не содержит сведений о порядке подачи заявки на участие в сведений о порядке подачи заявки на участие в аукционе и тем самым Мослесхоз ограничил конкуренцию на торгах нарушая требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также то, что судом первой инстанции не исследованы данные обстоятельства и не дана их правовая оценка, что и явилось основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Заявитель также указал, что в соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта в полном объеме, устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает наличие полномочий у органа или лица на принятие оспариваемого акта.

Таким образом, приказы о проведении аукционов проверены судами всех инстанций на соответствие закону, в том числе и в части установления времени подачи заявок, а также содержания аукционной документации.

При этом согласно требованиям ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

По мнению заявителя кассационной жалобы, из изложенного следует, что судом апелляционной инстанции не применен закон, подлежащий применению, а именно: ч. 1 ст. 16, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так же
суд апелляционной инстанции необоснованно посчитал установленным факт, что действия Мослесхоза противоречат положениям ст. 76 Лесного кодекса РФ и ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку лишили потенциальных участников возможности принять участие в торгах, а также оказали существенное влияние на результаты торгов, что, в свою очередь, привело к неэффективному использованию государственного имущества.

ООО “Аронсо“ является победителем аукциона по лоту N 5 на право заключения оспариваемого договора аренды.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Таким образом, аукционы по каждому лоту, в том числе и по лоту N 5, проведены с целью заключения договоров аренды лесных участков, и каждые отдельные торги по каждому отдельному лоту фактически являются самостоятельным аукционом, а поскольку, их оспаривание возможно по каждым торгам и лотам отдельно, то и доказательства совершения нарушений законодательства должно представляться истцом по каждой заключенной сделке отдельно.

При этом по указанному лоту никто из лиц, обратившихся в антимонопольный орган, не претендовал на лот N 5.

Остальные доводы Ф.И.О. доводам, изложенным в кассационной жалобе Дзюба О.В.

6). ООО “Столица-Инвест“ в которой заявитель ссылается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

При этом, согласно п. 5 Информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства“, при рассмотрении иска
о признании публичных торгов действительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

То есть, суд устанавливает два обязательных основания, при наличии которых признает аукцион и заключенные по его результатам сделки недействительными:

1) нарушения были существенными;

2) нарушения повлияли на результат торгов.

Таким образом, даже если нарушения были существенными, но не могли повлиять на результаты торгов, то суд отказывает в удовлетворении заявленных истцом требований и оставляет в силе заключенный по его результатам договор.

Заявитель указывает, что, как следует из оспариваемого постановления и постановления ФАС МО от 30.04.2009 г. N КА-А40/2126-09, установленные ФАС России нарушения были только в процедуре подачи заявки на участие в аукционе, т.е. был ограничен фактический доступ лиц желавших принять участие в лесном аукционе, на подачу заявки на участие в лесном аукционе.

При этом в материалах дела и исковых требованиях ФАС России отсутствуют какие-либо замечания по извещению о проведении лесного аукциона, о документации по предметам аукциона, о порядке оплаты задатков для участия в аукционе, о процедуре проведения лесного аукциона и по иным условиям аукциона, т.е. согласно позиции ФАС России, во всем ином, лесной аукцион, назначенный на 19 декабря 2007 г., был проведен без нарушений законодательства.

Десятый арбитражный апелляционный суд в оспариваемом постановлении указывает, что “указанные действия Мослесхоза оказали существенное влияние на результаты торгов, что в свою очередь, привело к неэффективному использованию государственного имущества, поскольку указанные действия уменьшили возможность участия в торгах потенциальных участников и, следовательно, повлияли на формирование цены реализации“, но при этом, говоря о существенности нарушений, суд не указывает, каким образом указанные действия могли повлиять на результат аукциона, и в частности на результат аукциона по лоту N 4, победителем которого является ООО “Столица-Инвест“.

Заявитель также указал на то, что в соответствии с условиями лесного аукциона, назначенного на 19 декабря 2007 г. указанными в Извещении о проведении аукциона (имеются в материалах дела и также располагаются в настоящий момент по адресу: http://rosleshoz.gov.ru/agency/tenders/auctions/l), для участия в аукционе необходимо было подать следующие документы:

1) заявку на участие в аукционе;

2) выписку из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки; документ, удостоверяющий личность для физических лиц;

3) платежный документ с отметкой банка о перечислении задатка.

При этом, в соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 79 ЛК РФ, основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе является непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Учитывая, что срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, назначенного на 19 декабря 2007 г., составляет 12 декабря 2007 г., 14.00 часов по московскому времени, то все заинтересованные лица, которые хотели принять участие в лесном аукционе, должны были оплатить задатки - не позднее 11 декабря 2007 г. чтобы оплаченные денежные средства успели к 14.00 часам 12 декабря 2007 г. поступить счет Мослесхоза (лицевой счет N 06053778558).

Таким образом, обладая информацией о задатках, поступивших на счет Мослесхоза (лицевой счет N 06053778558) к 14.00 часам 12 декабря 2007 г., можно определить круг лиц, которые планировали участвовать в аукционе, назначенном на 19 декабря 2007 г.

Согласно представленным Мослесхозом выпискам из банка по лицевому счету N 06053778558 и Справкам об уплаченных задатках (Письмо Мослесхоза от 10.11.2009 г. N 08/6348 - имеется в материалах дела) усматривается, что принять участие в лесном аукционе, назначенном на 19 декабря 2007 г., по лоту N 4 (победителем которого является ООО “Столица-Инвест“) хотели следующие лица:

---T-----------------------------T----------------T----------------T-----------¬

¦ ¦ФИО/Наименование ¦N и дата ¦Дата зачисления ¦Сумма ¦

¦ ¦ ¦банковского ¦отделением ¦внесенного ¦

¦ ¦ ¦документа ¦казначейства ¦задатка в ¦

¦ ¦ ¦ ¦сумм на лицевой ¦рублях ¦

¦ ¦ ¦ ¦счет управления ¦ ¦

+--+-----------------------------+----------------+----------------+-----------+

¦1 ¦ ООО “Столица-Инвест“ ¦N 48 от 03.12.07¦ 05.12.07 ¦1 640 048 ¦

+--+-----------------------------+----------------+----------------+-----------+

¦2 ¦ ООО “Сатурн“ ¦N 44 от 10.12.07¦ 10.12.07 ¦1 640 048 ¦

L--+-----------------------------+----------------+----------------+------------

Согласно фактическим обстоятельствам и Сведениям о претендентах, подавших заявки на участие в аукционе, назначенном на 19 декабря 2007 года по продаже права заключение договора аренды лесного участка, в том числе сведениям о результатах аукциона (Письмо Мослесхоза от 10.11.2009 г. N 08/6348 - имеется в материалах дела), в аукционе, назначенном на 19 декабря 2007 г., по лоту N 4 приняли участие: ООО “Столица-Инвест“ и ООО “Сатурн“, т.е. все лица, желавшие принять участие в аукционе по лоту N 4.

Таким образом, при проведении лесного аукциона, назначенного на 19 декабря 2007 г., по лоту N 4, по мнению заявителя данной кассационной жалобы чьи-либо права публичные или конкретных лиц, нарушены не были.

Все заявители кассационных жалоб просили принятое постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 г. отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции в силе.

На кассационные жалобы поступил отзыв от Прокуратуры Московской области, в котором Прокуратура просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда кассационной инстанции, заявители поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Ответчики - ЗАО “Стрела“, ООО “Бизнес гарант“, ООО “Октопус“, Бугаева Л.А., ООО “Василиса“, ООО “Просторы“, ООО “Патер“, ООО “Интур-Капитал“, ООО “Центр Аренды“, ООО “Военспецлесхоз“, ООО “СК “ДИНАМО“, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании приказов N 7 от 10.10.2007 г. Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве Мослесхоз организовал и провел 19 декабря 2007 года лесной аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности (т. 9, л.д. 109-113).

По результатам проведения вышеуказанных аукционов с победителями торгов заключены соответствующие договоры аренды.

16 июня 2008 года ФАС России вынесено решение N 1 17/33-08, которым Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва признано нарушившим часть 2 статьи 17 Закона “О защите конкуренции“ в части необоснованного ограничения доступа потенциальных участников к участию в лесных аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенных на 19 и 20 декабря 2007 года (т. 2, л.д. 40 - 48).

На основании решения N 1 17/33-08 ФАС России вынесено предписание N АГ/15993 от 30 июня 2008 года об устранении допущенных нарушений (т. 2, л.д. 51-52).

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктами 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, в том числе осуществляющим контроль и надзор за соблюдением федеральными органами исполнительной власти антимонопольного законодательства.

В период с 14 апреля 2008 года по 13 мая 2008 года Инспекцией ФАС России на основании ст. 22, п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции и на основании приказа ФАС России от 11.04.2008 г. N 123 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства Мослесхозом.

Основанием для возбуждения Комиссией ФАС России дела N 1 17/33-08 о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства послужили результаты проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения Мослесхозом антимонопольного законодательства, а также обращение ООО Управляющая компания “Офис-сервис“, Игнатова В.М., Ващенко С.А., ООО “Воронцовка 15“, ООО “Серебряные ключи“, ООО “ЛесРесурс“ о незаконном отказе в допуске Мослесхозом к подаче заявок на участие в лесных аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенных на 19 и 20 декабря 2007 года.

ФАС России установлено нарушение Мослесхозом положений ст. ст. 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 79 Лесного кодекса РФ, а также ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 1, 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а не части 1, 3 статьи 23.

Согласно частям 1, 3 статьи 23 и части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Нарушения, допущенные Мослесхозом при проведении аукциона 19.12.2008 г., явились основанием для выдачи антимонопольным органом предписания от 16 июня 2008 по делу N 1 17/33-08 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в котором Мослесхозу предписано при проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, не совершать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе: в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать порядок подачи заявок на участие в лесных аукционах с учетом имеющегося в занимаемом здании пропускного режима; устанавливать срок подачи заявок на участие в лесных аукционах, обеспечивающий возможность подачи таких заявок всеми лицами, желающими принять участие в лесных аукционах, но не менее 14 рабочих дней; а также в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать возможность подачи заявок на участие в лесных аукционах, в том числе, путем направления по почте.

Нормы ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закон о защите конкуренции не устанавливают наступление ответственности в зависимости от количества лиц, нарушение прав которых является основанием для вменения заявителю совершения необоснованного ограничения доступа к участию в лесных аукционах.

Исходя из вышеизложенного, нарушения, допущенные в отношении одного из потенциальных участников аукциона, являются безусловным основанием для признания действий организатора аукциона необоснованными в связи с ограничением доступа к участию в лесных аукционах.

То обстоятельство, что решение N 1 17/33-08 и предписание ФАС России соответствует положениям Закона о защите конкуренции, подтверждены постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.04.2009 г. N КА-А40/2126-09, которым принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Мослесхозом требований о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания антимонопольного органа.

В постановлении суд кассационной инстанции указал, что ФАС России обоснованно признал совокупность действий Мослесхоза приведшими к ограничению конкуренции при проведении аукционов, в том числе, 19 декабря 2007 года, а именно: установление необоснованно короткого периода времени на подачу заявок (без учета большого количества желающих принять участие в аукционах); не указание в извещениях о предварительной записи на проход в здание Мослесхоза для подачи заявок; запрет для заявителей на возможность подачи заявок посредством почтовой связи; нарушение открытой формы торгов; не принятие заявок через канцелярию; не оформление пропусков для прохода в здание Мослесхоза по заявкам, направленным телеграммами.

Данные обстоятельства явились предметом рассмотрения и по данному делу.

Судами установлено, и лицами, участвующими в деле подтверждено, что Приказом Рослесхоза от 09.08.2007 г. N 368 утверждено Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, пунктами 6.4.2, 6.4.3 которого предусмотрено, что Мослесхоз осуществляет на территории лесничеств и лесопарков, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации не передается органам государственной власти Московской области, полномочия по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на землях лесного фонда и заключению договоров аренды лесных участков.

10 октября 2007 года Мослесхозом вынесен приказ N 7 о проведении 19 декабря 2007 года лесного аукциона, утверждении перечня лотов и документации по проведении аукциона.

Данным приказом определено также время начала и окончания срока приема заявок: 12 декабря 2007 года с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.

Извещение о проведении лесного аукциона опубликовано в газете “Подмосковье. Ежедневные новости“, а также размещено на официальном сайте Мослесхоза в сети Интернет по адресу: http://www.mosleshoz.ru. а также на сайтах www.rosleshoz.gov.ru. iwww.mosreg.ru.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи.

В извещении о проведении аукциона указано, что прием заявок с прилагаемыми документами осуществляется 12 декабря 2007 года по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39а, кабинет 1305, при этом в документации по проведению лесного аукциона, назначенного на 19 декабря 2007, указано, что заявки на участие в лесном аукционе должны быть получены организатором аукциона в кабинетах 1304-1305.

Из материалов дела следует, что Мослесхоз организовал прием заявок таким образом, что не все желающие принять участие в аукционе смогли подать соответствующие заявки.

Балансодержателем здания, в котором находится Мослесхоз, является Управление Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и пропускной режим допуска посетителей в здание