Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 N КА-А40/6821-10 по делу N А40-136109/09-149-941 Требование: Об отмене постановления уполномоченного органа. Обстоятельства: Уполномоченным органом вынесено постановление о прекращении реализации инвестиционного проекта. Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое постановление не соответствует закону и препятствует осуществлению деятельности заявителя как инвестора в рамках инвестиционного контракта, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2010 г. N КА-А40/6821-10

Дело N А40-136109/09-149-941

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.

судей Букиной И.А., Кузнецова А.М.

при участии в заседании:

от истца Кисилев А.И., доверенность от 21.12.2009

от ответчика Коренева О.А., доверенность от 10.11.2009 N 4-47-15870/9, Меркулова Т.В., доверенность от 21.12.2009 N 16-03-206/8-112, Кравец А.Г.. доверенность от 25.12.2009 N 33-И-3033/9

рассмотрев 06 июля 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы

на решение от 31 декабря 2009 г.

Арбитражного суда города Москвы

Принятое судьей Лукашовой О.В.

на постановление от 05 апреля 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного
суда

по иску (заявлению) ООО “Компания Инвестстройком“

о признании недействительным постановления

к Правительству Москвы

третьи лица Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Комитет по культурному наследию г. Москвы

установил:

Общество с ограниченной ответственностью N Компания “Инвестстройком“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1014-ПП “О прекращении реализации инвестиционного проекта по адресу: Б. Козихинский пер., д. 13 стр. 1, 2 и д. 15 стр. 1, 2“, а также о признании инвестиционного контракта от 09.09.2008 N 13-065892-5001-0012-00001-08, заключенного между Правительством Москвы и ООО “Компания “Инвестстройком“, действующим.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-136109/09-149-941 имеет дату 31.12.2009.

Решением Арбитражного суда города Москвы от декабря 2009 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2010 года, требования общества были удовлетворены.

Правительство Москвы, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение положений статьей 30, 31, 32, 70 Земельного кодекса РФ, в связи с чем судами неправомерно принят во внимание акт разрешенного использования, поскольку он выдавался не по заявлению общества и истек срок его действия, не проводилось информирование населения, не принималось решение Правительства Москвы о предварительном согласовании места размещения объекта. Также Правительство Москвы полагает, что судами необоснованно не были учтены требования пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Представители Правительства Москвы доводы кассационной жалобы
поддержали. Представитель общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве, представленном в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Комитет по культурному наследию города Москвы, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились в судебное заседание суда кассационной инстанции, на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Судами установлено, что на основании Постановления Правительства Москвы от 21.10.2003 N 873-ПП в целях ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда заявитель был привлечен в качестве инвестора для реконструкции жилых домов по адресам: пер. Каменная Слобода, д. 2/1. стр. 1, пер. Сивцев Вражек д. 42, стр. 1.

Городской комиссией по вопросам землепользования и градостроительства 26.10.2005 было принято решение о возможности замены объекта по адресу: пер. Каменная Слобода, д. 2/1, переданного обществу для строительства жилого дома на основании Постановления Правительства Москвы от 21.10.2003 N 873-ПП, на объект по адресу: Б. Козихинский пер., д. 13, стр. 1, 2 д. 15, стр. 1, 2, с исключением его из плана-графика проведения конкурсов и предоставлении взамен участка по адресу: Б. Козихинский пер., д. 13, стр. 1, 2, д. 15, стр. 1, 2.

Общество письмом N 120к от 11.09.2007 обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с просьбой оформить право пользования соответствующим земельным участком.

Письмом от 18.01.2008 N 33-5ТО-2511/7-(0)-1 Департамент сообщил Обществу, что договор аренды находится в стадии оформления.

Письмом от 23.12.2008 N РД4-8595/6-0-(9)-1 Департамент сообщил заявителю, что работы по формированию границ участка и постановке его на кадастровый учет приостановлены, участок не может быть предоставлен в связи
с тем, что не решен вопрос по отселению жителей из строений, расположенных на указанном земельном участке. 22.09.2009 Правительством Москвы издано оспариваемое Постановление N 1014-ПП “О прекращении реализации инвестиционного проекта по адресу: Б. Козихинский пер., д. 13 стр. 1, 2 и д. 15 стр. 1, 2“, которым Префектуре ЦАО г. Москвы дано указание обеспечить расторжение инвестиционного контракта от 09.09.2008 N 13-065892-5001-0012-00001-08, заключенного между Правительством Москвы и обществом.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд общества за защитой своих нарушенных прав.

Абзац 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного
кодекса РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Судами установлено, что в соответствии с п. 4.1 Постановления Правительства Москвы от 26.08.2003 N 717-ПП “О порядке подготовки и согласования распорядительных документов Правительства Москвы и заключаемых на их основании инвестиционных контрактов на строительство (реконструкцию, комплексный капитальный ремонт) жилых объектов в городе Москве“ решение Мэра Москвы о бесконкурсном предоставлении земельного участка было принято, что подтверждается резолюцией Мэра Москвы от 16.11.2005.

07.11.2006 Правительством Москвы было издано Постановление N 867-ПП “О реализации проекта реконструкции и нового строительства на земельном участке по адресам: Б. Козихинский пер. д. 13, стр. 1, 2 и д. 15, стр. 1, 2“, земельный участок по адресу: Б. Козихинский пер., д. 13 стр. 1, 2 и д. 15 стр. 1, 2 был предоставлен обществу взамен изымаемого земельного участка.

09.09.2008 между заявителем и ответчиком во исполнение Постановления Правительства Москвы от 07.11.2006 N 867-ПП был заключен инвестиционный контракт N 13-065892-5001-0012-00001-08, который возлагал на Департамент земельных ресурсов города Москвы оформить право аренды. На объект был разработан акт разрешенного использования N А-0177/01.

Поскольку судами было установлено, что строительства жилого дома предусмотрено актом разрешенного использования для строительства N А-0177/01 и Постановлением Правительства Москвы от 07.11.2006 N 867-ПП, на основании вышеуказанных норм Земельного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 50 “О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве“, суды пришли к правильном выводу о законности заявленных обществом требований.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.

Так суды установили, что
акт разрешенного использования, подготовленный Москомархитектурой для реализации объекта по адресу: Б. Козихинский пер., д. 13 стр. 1, 2 и д. 15 стр. 1, 2, в 2005 году на инвестиционном конкурсе был исключен из плана графика проведения конкурса по решению Мэра Москвы, Городской комиссий по вопросам землепользования и градостроительства и предоставлен заявителю. Заявитель оплатил исходно-разрешительную документацию по указанному объекту, куда входил акт разрешенного использования.

Доводы Правительства Москвы о том, что судами не применены статьи 30, 31, 32, 70 Земельного кодекса РФ не состоятельны. Как следует из судебных актов, суды с учетом данных норм устанавливали наличие прав общества на приобретение земельного участка на бесконкурсной основе, при этом пришли к выводу, что в качестве доказательства наличия решения о предоставлении участка под строительство может быть принято во внимание решение Мэра Москвы о бесконкурсном предоставлении земельного участка, Постановление Правительства Москвы от 07.11.2006 N 867-ПП.

Выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31 декабря 2009 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2010 года по делу N А40-136109/09-149-941 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю.ВОРОНИНА

Судьи

И.А.БУКИНА

А.М.КУЗНЕЦОВ