Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 30.04.2010 N КА-А40/4074-10 по делу N А40-134072/09-153-835 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение порядка оказания услуг почтовой связи и контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения обществом правонарушения подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2010 г. N КА-А40/4074-10

Дело N А40-134072/09-153-835

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Летягиной В.А.

судей: Букиной И.А., Кузнецова А.М.

при участии в заседании:

от заявителя Шарыгина М.И. по дов. от 2.04.10 г.

от ответчика не явился, извещен

рассмотрев 27 апреля 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП “Почта России“

на решение от 6 ноября 2009 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Кастальской М.Н.

на постановление от 29 января 2010 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Векличем Б.С., Пронниковой Е.В., Поташовой Ж.В.

по заявлению Управления Роскомнадзора по Республике Адыгея

о привлечении к
административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

к ФГУП “Почта России“

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 6 ноября 2009 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2010 года по делу N А40-134072/09-153-835 удовлетворено заявление Управления Роскомнадзора по Республике Адыгея о привлечении ФГУП “Почта России“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий, предусмотренных лицензией.

ФГУП “Почта России“ подвергнута штрафу в сумме 30 тысяч рублей.

Суды пришли к выводу, что ФГУП “Почта России“ нарушило п. 4 лицензии, в соответствии с которой лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи и контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции.

Не соглашаясь с таким выводом, ФГУП “Почта России“ обжаловала судебные акты в кассационном порядке, ставя вопрос о их отмене и ссылаясь на нарушение судами положений ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Как указано в жалобе, в обоснование фактов нарушения почтой сроков пересылки корреспонденции, административным органом представлены только статистические данные о сроках прохождения корреспонденции.

Конкретные факты правонарушения не вменены, поэтому управление, а вслед за ним и суд не указали конкретных фактов виновности почты в совершении административного правонарушения.

По мнению заявителя, Управлением (УФСН) не представлено полномочий на проведение проверки деятельности в области связи в отношении предприятия на территории нескольких субъектов и полагает, что полномочиями на осуществление такой проверки не обладало.

В заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы были поддержаны.

Представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Адыгея (Роскомнадзор) в суд не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность состоявшихся по данному
делу судебных постановлений проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа.

Оснований для их отмены не найдено.

Как усматривается из материалов дела, ФГУП “Почта России“ осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, со сроком действия до 11.04.2013.

В п. 4 условий осуществления лицензируемой деятельности предусмотрена обязанность лицензиата при оказании услуг почтовой связи руководствоваться федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи“, пп. “а“ п. 47 “Правил оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 “Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции“.

В ходе проведенной проверки соблюдения ФГУП “Почта России“ лицензионных условий и требований Управлением Роскомнадзора по Республике Адыгея был выявлен факт нарушения ФГУП “Почта России“ п. 4 лицензии.

При этом Управлением установлено, что
ФГУП “Почта России“ нарушило контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, установленные пп. “а“ п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160.

В частности, установлено, что по межобластному потоку из 344 контрольных писем с нарушением сроков по обратному адресу поступили 136 писем (39,5%), из 46 писем межобластного потока, поступивших в адрес Управления, с нарушением срока прошли 7 писем (15,2%). Указанные сведения подтверждаются копиями почтовых конвертов, на которых проставлен оттиск календарного штемпеля (ОКШ), свидетельствующий о сроках доставки писем.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 08.09.2009 N 25577-01Т-03/0160, протоколе об административном правонарушении от 29.09.2009 серии 0109 N 03/048, на основании которых Управление Россвязьнадзора по Республике Адыгея обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП “Почта России“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 6 ноября 2009 г. ФГУП “Почта России“ привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Кассационная инстанция считает привлечение ФГУП “Почта России“ к ответственности правильной, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ запрещается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами “О связи“ и “О почтовой связи“, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
в пределах их полномочий. В частности, лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с пп. “а“ п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Подпунктом “а“ пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, установлены нормативы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема).

Рассматривая заявленное Управлением Россвязьнадзора по Республике Адыгея требование, суды правомерно признали доказанным факт нарушения ФГУП “Почта России“ контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции, то есть условий, предусмотренных лицензией.

Фактические обстоятельства вмененного административного правонарушения подтверждаются приложениями 1, 2, 3, 4, 5 акту проверки (т. 1, л.д. 22 - 33), копиями почтовых конвертов (т. 1, л.д. 34 - 84).

Доводы жалобы об отсутствии у административного органа полномочий на проведение проверки деятельности в области связи на территории нескольких субъектов Российской Федерации и составление протокола об административном правонарушении, проведены судами и обоснованно признаны неправомерными.

В соответствии с п. 5.1.4. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от
16.03.2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: Постановление Правительства РФ N 110 имеет дату 02.03.2005.

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от N 110 “Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи“ в случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения, должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 29.09.2009, он составлен государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, главным специалистом-экспертом отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи Управления Роскомнадзора по Республике Адыгея Татаринцевым А.З., то есть должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ст. 27 Закона “О связи“, п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 “Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи“, ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Россвязьнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 07.04.2009
N 52.

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что Управление Роскомнадзора по Республике Адыгея действовало в пределах своих полномочий, в порядке, установленном законодательством.

Факт совершения правонарушения подтвержден. Неуказание в протоколе многочисленных фактов нарушения Правил оказания услуги почтовой связи установленных при проведении дистанционной проверки не свидетельствует о их отсутствии, а носит формальный характер.

В протоколе об административном правонарушении имеется ссылка на акт проверки и установления конкретных фактов, этот акт является неотъемлемой частью протокола.

Из содержания судебных актов усматривается, что все доводы и соображения заявителя были проверены.

Выводы суда убедительно мотивированы.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 ноября 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2010 года по делу N А40-134072/09-153-835 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП “Почта России“ - без удовлетворения.

Председательствующий судья

В.А.ЛЕТЯГИНА

Судьи

И.А.БУКИНА

А.М.КУЗНЕЦОВ