Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А56-8315/2010 Использование юридическим лицом контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством порядка ее регистрации и применения, а именно без наклеенного знака “Сервисное обслуживание“ и в отсутствие часов реального времени, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. по делу N А56-8315/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Г.В.Борисовой

судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга

при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10978/2010) ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области 27.05.2010 по делу N А56-8315/2010 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: Столярова М.М. - доверенность от 24.03.2010;

от ответчика: Пыжяновой М.С. - доверенность
от 14.09.2010 N 15-115;

установил:

ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, ответчик) от 27.01.2010 N 3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с обоснованным и правомерным привлечением общества к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить, признав совершенное обществом правонарушение малозначительным.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что используемая обществом ККТ проходит регулярное техническое (сервисное) обслуживание, общество получало знаки “Сервисное обслуживание“ с 2003 по 2008 год. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения общества к своим публично-правовым обязанностям.

Представитель налогового органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, свои доводы изложил в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, 15.01.2010 Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу на основании поручения N 009 проведена проверка соблюдения ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в медицинской клинике, расположенной по
адресу: город Пушкин, улица Широкая, дом 20.

В ходе проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 4 и части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) и подпунктов “и“ и “с“ пункта 3 Положения “О регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями“ при осуществлении наличных денежных расчетов за оказанные услуги использовалась контрольно-кассовая техника модели Касби 03К (заводской номер 20357890), которая не соответствовала установленным требованиям, а именно, на корпусе контрольно-кассовой техники отсутствовала голограмма “Сервисное обслуживание“ на 2009 год, налоговым органом обнаружено также отсутствие часов реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования - на ККТ установлено время 15 час. 41 мин. (Z отчет N 0582), реальное время - 14 час. 41 мин.

15.01.2010 составлен акт проверки N 000121, протокол опроса администратора Хуттер Ю.С.

По результатам проверки Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу 21.01.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 6, на основании которого вынесено постановление от 27.01.2010 N 3, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ с указанным постановлением не согласилось, по тем основаниям, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. Контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами) должна быть опломбирована в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 5 названного Закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

В соответствии с частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ
в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения N 470 настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.

Знак “Сервисное обслуживании“ - средство визуального контроля, устанавливаемое на корпус контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания, осуществляющим ее техническую поддержку (пункт 2 Положения N 470).

Подпунктами “л“ и “с“ пункта 3 Положения N 470 предусмотрено, что применяемая пользователями контрольно-кассовая техника должна обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания и иметь знак “Сервисное обслуживание“ установленного образца.

В соответствии с подпунктом “и“ пункта 3 Положения N 470 контрольно-кассовая техника должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что применению подлежит исключительно исправная, опломбированная в установленном порядке контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, зарегистрированная в налоговых органах.

С
01.01.2010 вступили в силу изменения в статью 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которыми введена административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка и условий ее регистрации и применения.

Таким образом, с 01.01.2010 применение ККТ без наклеенного знака “Сервисное обслуживание“ и в отсутствие часов реального времени образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из постановления о назначении административного наказания, обществу вменяется применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям подпунктов “и“ и “с“ пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470), выразившееся в отсутствии голограммы “Сервисное обслуживание“ 2009 года и отсутствие часов реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

В соответствии с п. 7 действующего Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, контрольно-кассовые машины должны проходить проверку исправности в центрах технического обслуживания (далее - ЦТО) ежегодно, в январе - феврале.

Согласно абз. 3 п. 4 Порядка использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах, утвержденного решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол N 6/31-96 от 05.11.1996), доведенного до сведения Письмом Госналогслужбы России от 15.01.1997 N ВК-6-16/49 (в редакции Письма от 20.03.2001 N СВР-6-16/217), средства визуального контроля центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин устанавливаются этими центрами при постановке машин на техническое обслуживание, а также в течение декабря - с обозначением на средстве визуального
контроля следующего года, в течение января - июня - с обозначением текущего года.

Таким образом, знак “Сервисное обслуживание“ 2009 года должен быть установлен центром сервисного обслуживания на используемую обществом контрольно-кассовую технику модели Касби 02К (заводской номер 20357890) до 30 июня 2009 года.

Факт правонарушения подтверждается материалами административного дела и по существу обществом не отрицается. Письмом от 21.01.2010 ООО “КАСКОМ“ сообщило, что ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ не приобретало в ООО “КАСКОМ“ СВК “Сервисное обслуживание“ на 2009 год на ККТ “Касби-03Ф“ N 20357890. В адрес общества был выставлен счет N 877 от 13.04.2009 на освидетельствование ККТ (включая стоимость СВК), который не был оплачен.

Доказательств невозможности исполнения требований действующего законодательства по использованию исправной, опломбированной в установленном порядке контрольно-кассовой техники обществом не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о к мерах принимаемых обществом для своевременного получения знака сервисного обслуживания и установки часов реального времени на ККМ в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводам общества о малозначительности совершенного правонарушения, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно,
исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления).

Суд первой инстанции, учитывая сферу деятельности общества (оказание медицинских услуг) и ее социальную значимость, не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным.

Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность. В данном случае обществу определен минимальный размер штрафа.

Таким образом, ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ правомерно и обоснованно привлечено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений прав общества при привлечении его к административной ответственности судом не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2010 по делу N А56-8315/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Стоматологическая Клиника Столяровой“ без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления
постановления в законную силу.

Председательствующий

БОРИСОВА Г.В.

Судьи

ФОКИНА Е.А.

ШУЛЬГА Л.А.