Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 по делу N А21-4010/2010 В связи с тем что объектом правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный срок в банк паспорта сделки документов, подтверждающих совершение валютных операций, являются общественные отношения по реализации единой государственной валютной политики, доказательства исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, отсутствуют, нет оснований для применения принципа малозначительности при назначении наказания.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2010 г. по делу N А21-4010/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б.Семеновой

судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12797/2010) ООО “ГалТранс“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2010 по делу N А21-4010/2010 (судья И.Л.Гурьева), принятое

по иску (заявлению) ООО “ГалТранс“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области

об оспаривании постановления

при участии:

от истца (заявителя): не явился (уведомлен)

от ответчика (должника): не явился (уведомлен)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ГалТранс“ (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд
Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее Управление) N 27-10/331П от 13.05.2010 о назначении административного наказания.

Решением суда от 28.06.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, в связи с неполным исследованием судом обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, кроме того Общество не причинило экономического ущерба интересам государства, его действия не повлекли нарушения прав и интересов граждан.

В судебное заседание представители Общества и Управления, уведомленных о месте и времени судебного разбирательства, не явились, в суд поступило ходатайство Общества о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.

От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.12.2007 между Обществом (клиент) и нерезидентом - Транспортно-экспедиторским республиканским унитарным предприятием “Белинтертранс“ Белорусской железной дороги (Республика Беларусь) (экспедитор) был заключен договор БИТ N Э132/Д119 (далее - договор) на оказание транспортно-экспедиционных услуг при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов по территории Республики Беларусь, государств СНГ и других государств (далее - договор) (л.д. 17 - 21).

14.02.2008 Обществом был оформлен паспорт сделки N 08020014/0107/4/0 (далее - ПС) к
указанному договору в уполномоченном банке - АКБ “Инвестбанк“ (ОАО) (л.д. 35).

На основании дополнительного соглашения N 3 от 19.12.2008 Общество 11.01.2009 переоформило паспорт сделки N 08020014/0107/4/0 (л.д. 37).

28.04.2009 на основании дополнительного соглашения N 5 от 21.04.2010 к договору Общество повторно переоформило паспорт сделки (л.д. 42).

В ходе исполнения условий договора и дополнений к нему Общество в мае 2009 года обеспечило отправку грузов с таможенной территории Российской Федерации, что подтверждается актом за май 2009 о приемке-сдаче выполненных работ и сверке расчетов от 31.05.2009 по договору (л.д. 46).

Акт о приемке-сдаче выполненных работ от 31.05.2009 подписан нерезидентом 12.06.2009. 12.06.2009 экспедитором был выставлен клиенту счет N 60060700 на сумму 130852,10 долларов США (л.д. 45).

Согласно отметке АКБ “Инвестбанк“ справка о подтверждающих документах и акт о приемке-сдаче выполненных работ от 31.05.2009 представлены Обществом в банк паспорта сделки 10.09.2009 (л.д. 46 - 47).

В связи с поступившей из Центрального банка РФ информацией о наличии признаков нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, Управление направило запрос в АКБ “Инвестбанк“ (ОАО) о предоставлении документов и информации, связанных с указанными нарушениями, в том числе допущенными Обществом (л.д. 30).

В ходе проверки представленных банком документов Управление обнаружило нарушение Обществом требования пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П.

28.04.2010 Управлением в присутствии законного представителя Общества составлен протокол N 27-10/331 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившемся в нарушении установленного срока представления в уполномоченный банк форм учета по валютным операциям (л.д. 10 - 11).

Постановлением Управления от 13.05.2010 N 27-10/331П Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП
РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 8 - 9).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, посчитал, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

В силу пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее Закон N 173-ФЗ) использование валютных ценностей в качестве средства платежа отнесено к валютным операциям.

В соответствии с положениями части 4 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка России от 01.06.04 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на
них (подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).

В силу пункта 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 10.12.07 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ формами учета по валютным операциям для резидентов являются документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.04 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ и Положением N 258-П, а именно, справка о валютных операциях; справка о поступлении валюты Российской Федерации; справка о подтверждающих документах. Документы, являющиеся в соответствии с настоящим Указанием формами учета по валютным операциям для резидентов, представляются в уполномоченный банк в порядке и сроки, установленные Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.

Пунктом 2.4 Положения N 258-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.08 N 2080-У) предусмотрено, что резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

В данном случае факт оказания услуг экспедитором в мае 2009 г. подтверждается актом от 31.05.2009 о приемке-сдаче выполненных работ и сверке расчетов по договору за май 2009 на сумму 130852,10 долларов США, подписанным нерезидентом 12.06.2010.

Следовательно, по указанной валютной операции в соответствии с требованиями пункта 2.4 Постановления N 258-П Общество должно было представить два экземпляра справки о подтверждающих документах и акт о приемке-сдаче выполненных работ не позднее 15.07.2009.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах 10.09.2009 при сроке представления не позднее 15.07.2009.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела не имеется доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм валютного законодательства или отсутствия возможности соблюдения указанных норм.

Таким образом, в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Довод Общества о корректировке 04.05.2010 справки о подтверждающих документах, представленной в Управление 04.05.2010, а также о дополнении к договору о предоставлении поквартальных актов (л.д. 23) подлежит отклонению, так как указанные изменения произведены Обществом после составления протокола об административном правонарушении.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества, изложенный также в апелляционной жалобе, о том, что действия Общества не причинили экономического ущерба государству и не нарушили права и интересы граждан, то есть фактически о малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктами 17 - 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.07.04 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административный штраф назначен Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому не имеется оснований считать назначенное Обществу наказание
несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.

Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, обязано знать и соблюдать требования валютного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ, Положение N 258-П является актом органа валютного регулирования, обязательным для исполнения Обществом как резидентом.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общество проявило недостаточное внимание к необходимости надлежащего исполнения формальных требований закона и к исполнению принятых на себя как участника внешнеэкономической деятельности публично-правовых обязанностей.

Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании имеющихся возможностей и непринятии мер для исполнения своих обязанностей.

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения по реализации единой государственной валютной политики.

Своими действиями Общество посягнуло также и на осуществление контрольных функций со стороны агентов валютного контроля, в том числе уполномоченных банков, ведущих учет и отчетность по валютным операциям.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.08 N 60 возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

В данном Постановлении ВАС РФ указывает, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.

Суд апелляционной инстанции, исходя из фактических
обстоятельств дела, полагает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности и оснований для применения принципа малозначительности совершенного административного правонарушения не имеется.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 июня 2010 года по делу N А21-4010/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ГалТранс“ без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

САВИЦКАЯ И.Г.