Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А21-323/2010 Представление заявителем документов, перечисленных в части 1 статьи 22 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“, свидетельствует об отсутствии у уполномоченного органа правовых и фактических оснований для вынесения решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений земельных участков.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2010 г. по делу N А21-323/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9751/2010) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2010 по делу N А21-323/2010 (судья Залужная Ю.Д.), принятое

по иску (заявлению) дачного некоммерческого партнерства “Соколиное озеро“

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области

о признании незаконными решений

при участии:

от истца
(заявителя): предст. Андреев А.В, - доверенность от 01.07.2010; предст. Бутов А.Л. - доверенность от 13.08.2010

от ответчика (должника): не явился (извещен)

установил:

Дачное некоммерческое партнерство “Соколиное озеро“ (далее - ДНП “Соколиное озеро“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области от 26.02.2010 N 39/10/01-9415, от 27.02.2010 N 39/10-188, 39/10-189, 39/10-190, 39/10-191, 39/10-193, 39/10-194, 39/10-195, 39/10-196 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами 39:03:040010:89, 39:03:040010:92, 39:03:040010:91, 39:03:040010:90, 39:03:040010:70, 39:03:040010:69, 39:03:040010:71, 39:03:040010:72, 39:03:040010:88. Заявитель также просил суд обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами с вида разрешенного использования “для ведения личного подсобного хозяйства“ на вид разрешенного использования - “для ведения садоводства“.

Решением суда от 01.04.2010 заявленные ДНП “Соколиное озеро“ требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 01.04.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ДНП “Соколиное озеро“ в полном объеме. По мнению Управления, законные основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков отсутствуют.

В связи с реорганизацией Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области в
форме присоединения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 N П/41 судом произведена замена ответчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в соответствии со статьей 48 АПК РФ.

Податель жалобы, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей Управления.

Представители заявителя доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявителю на праве собственности принадлежит девять земельных участков с кадастровыми номерами (далее КН): 39:03:040010:89, 39:03:040010:92, 39:03:040010:91, 39:03:040010:90, 39:03:040010:70, 39:03:040010:69, 39:03:040010:71, 39:03:040010:72, 39:03:040010:88, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Указанные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с установленным ранее видом разрешенного использования “для ведения личного подсобного хозяйства“.

Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района N 4100 от 04.09.2009 существующий вид разрешенного использования земельных участков изменен с разрешенного использования “для ведения личного подсобного хозяйства“ на разрешенное использование “для ведения садоводства“.

Изменение вида разрешенного использования указанных земельных участков на основании постановления главы Администрации Гурьевского муниципального района от 04.09.2009 N 4100 явилось основанием для обращения 25.09.2009 ДНП “Соколиное озеро“ в Управление Роснедвижимости с заявлениями о кадастровом учете изменений разрешенного использования земельных участков, принадлежащих
заявителю на праве собственности.

22.10.2009 Управлением вынесены решения о приостановлении на три месяца осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон N 221-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых для кадастрового учета, а именно: документа, подтверждающего отнесение земельных участков к землям населенных пунктов.

26 и 27 февраля 2010 года Управлением приняты решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

Полагая, что указанные решения приняты в нарушение установленной компетенции и противоречат федеральному законодательству, ДНП “Соколиное озеро“ обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего
Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“. К числу таких документов согласно подпункту 9 пункта 1 указанной статьи отнесена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), а также документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя) (пункт 5 части 1 статьи 22).

Установленный названной нормой перечень документов является исчерпывающим, в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто сторонами, заявителем были представлены в Управление: постановление Администрации Гурьевского муниципального района N 4100 от 04.09.2009, которым существующий вид разрешенного использования земельных участков изменен на разрешенное использование “для ведения садоводства“, а также доверенность, подтверждающая полномочия лица на подачу соответствующего заявления (том 1, л.д. 114 - 115).

Таким образом, как правомерно указал суд
первой инстанции, на момент приостановления кадастрового учета, а также принятия решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, заявителем представлены все необходимые документы, перечисленные в части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ для внесения изменения в кадастровый учет спорных земельных участков, правовых и фактических оснований для вынесения обжалуемых актов у Управления не имелось.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановление Администрации Гурьевского муниципального района N 4100 принято администрацией в пределах полномочий, предоставленных местным администрациям статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. В установленном (судебном) порядке указанное постановление не обжаловано и не признано не соответствующим закону и недействующим.

Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что основания для правовой оценки ненормативных правовых актов органов местного самоуправления без обжалования таких актов в судебном порядке у органа кадастрового учета отсутствуют.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.

На основании изложенного и
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 апреля 2010 года по делу N А21-323/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

СЕМЕНОВА А.Б.